Когда педагог и общественный деятель Петр Лесгафт говорил о характерологических особенностях школьников, он выделил типологию поведения. Согласно ей, проявления личности ребёнка можно разделить на несколько типов. Знания о них помогают взрослым общаться с детьми, строить с ними связи и отношения, влиять и формировать характер.
Педагог выделял несколько типов личности школьника. Среди них — злостно-забитый тип. Это название является первоначальным, и, если говорить языком современной терминологии и детской психологии, дети, обладающие особенностями данного типа, отличаются пассивной агрессией и антисоциальной адаптацией личности. В крайних своих проявлениях, ребёнок данного типа рискует вырасти преступником. Родителям и педагогам следует знать о том, как их действия и влияние могут привести к тому, что дети идут не только против семьи, но и против общества, теряют доверие к окружающим и обладают мстительными чертами характера.
Жизнь ребёнка как борьба
Главная черта характера ребёнка данного типа — сопротивление всему, с чем он встречается. Про таких детей часто говорят «делают «назло». Многие родители считают, что это правда — все, о чем они просят ребёнка, он делает наоборот. Он словно находит удовольствие в том, чтобы не слушаться старших, сопротивляться им. Черты характера ребёнка, относящегося к злостно-забитому типу личности, согласно концепции П. Ф. Лесгафта:
- упрямое молчание;
- привычка спорить;
- стремление к отношениям из выгоды;
- подозрительность, резкость, проявляющаяся в движениях и ответах;
- грубость, обидчивость;
- терпеливость;
- жестокость по отношению к слабым, животным;
- агрессивное поведение;
- воровство;
- лживость;
- стремление получить сильные и яркие впечатления — в младшем школьном возрасте это проявляется в яростных эмоциях (когда ребёнок испускает дикие крики на перемене в школе, сбивает с ног учителей, одноклассников), а в подростковом — в желании попробовать алкоголь или наркотики;
- ненависть к учебе, любым занятиям, к которому его принуждают;
- игнорирование требований и просьб взрослого;
- наигранное поведение в обществе, напускное милосердие и дружелюбие;
- циничность, назойливость, беспощадность;
- подозрительность, замкнутость;
- подчиненность более сильному и влиятельному авторитету.
Характеристика ребёнка, принадлежащего к данному типу личности, может показаться противоречивой. Дети не отличаются последовательностью поведения, их бывает трудно или невозможно понять. Учителя жалуются на таких учеников, называя их невыносимыми, невозможными, теми, которые «издеваются над педагогами», смеются им в лицо. Часто, взрослые пророчат таким детям мрачное будущее и события, которые, обычно, случаются с преступниками.
Есть ли объективные причины, приведшие к тому, что поведение ребёнка отличается подобными характеристиками? Какой вклад вносят родители в то, что дети растут жестокими и подозрительными?
Что влияет на характер ребёнка
Говоря о детской личности, психологи и педагоги сходятся в одном — на ее становление и формирование оказывают влияние генетические особенности, которые ребёнок «взял» при рождении от предков и приобретенные — те, которыми «наградили» его мать и отец во время воспитания и отношения к нему.
Как формируется злостно-забитый тип личности у ребёнка?
В детском возрасте ему не позволяли выражать мысли, поступать самостоятельно. Скорее всего, во время кризиса трех лет, когда ребёнок пытался активно отстоять свое «я» и отделиться от матери с отцом, они сдерживали его порывы, желая подчинить. Реакция ребёнка была примерно таковой: «Вы меня не сломаете!». Такой опыт прочно усвоился в нем. С тех пор, борьба со взрослыми, а позже, и со всем миром, мстительность за то, что не было возможности быть собой, становятся его постоянными спутниками, «двигателями» поведения.
Из таких детей вырастают взрослые, которые не доверяют никому, считают, что окружающие могут причинить им вред. Они склонны бессознательно спорить со всем, что им говорят и с чем они встречаются, бороться, чтобы выжить и отстоять себя, как когда-то в детстве.
Развитие детской травмы
Дети в раннем дошкольном возрасте начинают осваивать собственное мышление, делая это с каждым разом все активнее. Если родители пресекают попытки ребёнка выделиться, сделать что-либо самостоятельно, не позволяют ему «умничать», он, страстно желая ощутить себя отдельной личностью, лишается драгоценного опыта, его природные порывы и стремления, отвечающие за здоровье и развитие психики, остаются «не у дел». Если родители делают это жестоко — унижая ребёнка, используя грубые слова, физическое наказание — то в нем «зарождается» часть личности, которая отныне станет делать все «назло», и мстить тому, кто лишил его возможности быть собой, развиваться, познавать мир, думать и чувствовать. Какое еще поведение родителей приводит к тому, что дети обладают этими особенностями характера?
- Страх избаловать ребёнка поцелуями, радостями и любым удовольствием;
- отсутствие разрешений и позволения относительно всего, что может вызвать смех и радость;
- долгие нравоучения с унижением личности;
- обращение внимания на каждую оплошность и ошибку, строгое наказание за них;
- «наклеивание» на ребёнка «ярлыков», например, когда его считают «вором», если он не удержался и взял что-то без разрешения, лгуном за попытку скрыть правду или оправдаться, лентяем и тунеядцем за неумение помочь старшим.
Человеку с таким складом характера очень трудно жить и устанавливать близкие отношения с окружающими — он с детства никому не верит, относится подозрительно и ожидает «удара в спину».
Изменения в жизни к лучшему возможны в результате длительной психотерапии, при условии, что специалисту удастся наладить с ним хороший доверительный контакт и все время поддерживать его.
Советы и рекомендации
Самое лучшее исправление такого поведения — это профилактика. Советы, к которым стоит прислушаться родителям и педагогам, чтобы не допустить развития в ребёнке антисоциальных черт характера:
- к ребёнку следует относиться не как к собственности, а уважая в нем личность и умение поступать по-своему;
- нельзя унижать, оскорблять и наказывать ребёнка физически;
- любовь родителей должна быть безусловной;
- важно проявлять участие к тому, что нравится ребёнку, его мыслям и чувствам;
- стоит помнить о том, что отношения с другими людьми, ребёнок строит, опираясь на то, как обращались с ним в детстве родители. Если они были жестоки, то, неудивительно, что он, также, не будет уважительным и добрым с окружающими;
- вместо того, чтобы приучать детей ко все более сильному наказанию за проступки, гораздо мудрее, со стороны родителей — умение не замечать мелкие недостатки у детей и поддерживать их достоинства.