Психология ребенка: комфортно ли ему дома?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Обычный рисунок, на котором изображены мама, папа и ребёнок, может рассказать, насколько комфортно малыш чувствует себя в семье.

Отношения с родителями: кого малыш нарисует первым?

Отношения с родителями: кого малыш нарисует первым?

Здоровье и благополучие ребёнка очень важно для его родителей. Однако бывают случаи, когда в семье не все складывается хорошо. На первый взгляд, казалось бы, все в порядке, а интуиция подсказывает, что что-то не так. Но что именно, и с чьей стороны идет негатив, сразу и не скажешь.

Бывает и наоборот — взрослые закрывают глаза на не совсем здоровые отношения в семье, стараясь не замечать проблемы. Только вот, в отличие от взрослых, дети прекрасно чувствуют неблагоприятную атмосферу. Определить, уютно ли малышу рядом с самыми близкими для него людьми, можно по обычному рисунку. Достаточно попросить кроху изобразить свою семью на листе бумаги. А потом, изучив рисунок, сделать выводы.

Как правило, ребёнок дошкольного возраста рисует сначала себя, а потом уже своих близких. Такие привычки поведения можно объяснить эгоцентричностью его мышления. В этом возрасте малыш ассоциирует мир с собственной персоной. А остальные люди и предметы имеют какое-то значение, только тогда, когда имеют отношение к нему. Но бывает и по-другому. Вот о чем может рассказать детский рисунок:

  • человек, которого ребёнок нарисовал первым, является для него более значимым. А если он рисует маму с папой в последнюю очередь (после себя, бабушки с дедушкой и брата или сестры), то это может свидетельствовать об отсутствии эмоционального контакта с родителями;
  • если малыш изображает себя в последнюю очередь — он чувствует себя отвергнутым и ненужным;
  • бывают случаи, когда ребёнок затягивает процесс рисования людей, заполняя лист бумаги неодушевленными предметами. Это можно расценивать как сигнал о дискомфорте в отношениях, потому как таким образом малыш изображает «подушку безопасности», то есть мир, в котором он пытается спрятаться от враждебной реальности.

Как замедлить старение с помощью науки: битва с продуктами гликирования белка

Проблема «возрастных» белков: откуда они берутся и как очистить организм?

Сюжет детского творчества: привычки поведения членов семьи

Как правило, сюжет детского рисунка незатейлив — мама, папа, дети, бабушки и дедушки просто стоят рядом. Иногда ребёнок дополняет рисунок милыми животными, предметами мебели, солнышком, морем. А иногда даже изображает сценки, демонстрирующие привычки поведения взрослых. Так, например:

  • когда на рисунке присутствуют птички, солнышко, цветы, радуга и прочие позитивные изображения — отношения между членами семьи счастливые и благополучные;
  • дождь и тучи могут говорить о некоторой напряженности в отношениях. При этом, как правило, человек, над которым изображены тучи, является источником дискомфорта;
  • сюжет рисунка в котором все заняты каким-то общим делом — признак того, что в этой семье царят любовь и дружба;
  • отсутствие сплоченности малыш может изобразить, как занятие каждого члена семьи своим делом;
  • сюжет из прошлого говорит о том, что ребёнок сожалеет о прошлом времени и не очень удовлетворен настоящим;
  • детское творчество на тему праздника выражает желание малыша побыть в праздничной атмосфере, что, вероятно, случается не так часто;
  • сюжет рисунка может быть и вымышленным. Например, ребёнок рисует свою мечту — щенка, котенка, поездку к морю. Присутствие на «картине» сказочных персонажей говорит о несбыточности желаний и о том, что малыш прячется в них от не совсем позитивной реальности.

Кто за кем: семейная иерархия

Кто за кем: семейная иерархия

Расположение членов семьи относительно друг друга характеризует иерархию в этой семье с точки зрения малыша. Если приложить к рисунку воображаемую лестницу, то можно увидеть, с кем ребёнок стоит на одной ступени, кто находится выше него, а кто ниже. Чем внушительнее размер персонажа, тем больше он значит для малыша. И чем выше он расположен, тем большим авторитетом пользуется у ребёнка.

Если малыш нарисовал себя выше всех и больше всех, значит он чувствует себя главной фигурой в доме, вокруг которой вращаются все остальные члены семьи. И наоборот, если он изобразил себя очень маленьким и где-то в уголке — ребёнку не хватает любви, тепла и внимания. Он чувствует себя никому не нужным.

Имеет место и расстояние между персонажами детского шедевра. Это, можно сказать, показатель эмоциональной близости. Чем дальше фигуры друг от друга, тем большую разобщенность в семье чувствует малыш. Так, например:

  • если все члены семьи изображены рядом или держат друг друга за руки — в доме царят доброжелательные и дружеские отношения;
  • ребёнок нарисовал себя ближе к папе — именно к нему малыш больше привязан, если с мамой — то наоборот;
  • семья разделена на несколько групп — наличие разрозненности между домочадцами и отсутствие желания к воссоединению;
  • малыш стоит отдельно от других домочадцев — чувствует себя одиноким.

Кроме того, оценивая эмоциональное состояние ребёнка, следует обращать внимание на такие детали рисунка, как прорисовка фигуры — все ли части тела изображены на рисунке у каждого члена семьи? Чем более детально прорисован персонаж, тем более гармоничные отношения складываются с ним у малыша. И наоборот, схематичность и незавершенность рисунка, в частности, недорисованные важные части тела, может указывать на наличие негативных эмоций в адрес этого человека, а иногда и на явную агрессию по отношению к нему.

Ребёнок нарисовал не всех

Как правило, дети часто не рисуют тех, кто живет не рядом с ними. Однако иногда они не хотят рисовать тех родственников, чьи привычки поведения им не очень нравятся:

  • иногда малыш исключает из общего рисунка братьев и сестер. Как правило, виновата в этом ревность. Лишая конкурента места на рисунке, малыш таким образом пытается монополизировать любовь родителей;
  • не желает ребёнок рисовать и своих обидчиков. Это своеобразная месть, ведь в реальной жизни малыш не может дать отпор взрослому человеку;
  • еще вариант — на рисунке изображен только сам ребёнок без других членов семьи, но атмосфера картинки радостная. Скорее всего, малыш уже стал жертвой гипертрофированной любви близких. В его характере присутствует эгоцентричность и стремление получать желаемое по первому требованию. Если ребёнок изображен в одиночестве и грустным, тогда все наоборот — он чувствует себя некомфортно в кругу близких родственников.

Читайте далее

Как замедлить старение с помощью науки: битва с продуктами гликирования белка

Проблема «возрастных» белков: откуда они берутся и как очистить организм?
Опубликовано 26.02.2019 13:33, обновлено 17.04.2020 18:16
Рейтинг статьи:
5,0

Читайте также

Как помочь ребенку стать уверенным в себе?
Как помочь ребенку поверить в себя? Упражнения и рекомендации.
Школьный буллинг: особенности реакции детей и действия родителей
Правильная борьба с преследованиями и издевательствами над ребенком как в раннем возрасте, так и в школе.
Как нельзя успокаивать детей?
«У кошки заболи, у собаки заболи…» – Как правильно жалеть ребенка?
Сказкотерапия для детей дома: с чего начать?
Как воспитывать и «лечить» ребенка с помощью сказок?
Стресс у ребенка в первом классе
Ребенок не хочет учиться и ходить в школу – возможно, у него стресс. Как помочь первокласснику?
Непослушные дети: причины и советы специалистов
Ваш ребенок совсем не слушается? Узнайте, как добиться послушания и сохранить доверительные отношения.