Неонатальная желтуха (МКБ – 10, 59) – распространенный синдром у детей первых дней жизни. Пожелтение кожных покровов и слизистых возникает у большинства детей, однако важно различать формы желтухи новорожденных. Чаще всего у детей выявляется конъюгационная желтуха (МКБ – 10 Р 59, Р 59.9). С высокой долей вероятности можно прогнозировать, что она пройдет самостоятельно. Однако неонатальная желтуха может иметь не транзиторные и патологические формы. Данный диагноз означает не отдельную патологию, а одну из форм желтухи как синдрома в зависимости от преобладания фракции билирубина. Какие виды и причины конъюгационной желтухи известны?
Виды неонатальной и конъюгационной желтухи
Среди форм конъюгационной желтухи (МКБ – 10 Р 59, Р 59.9) выделяют:
- Физиологическую (транзиторную), возникающую у новорожденных, самую частую форму неонатальной желтухи (МКБ – 10 Р 59);
- Желтуху недоношенных младенцев;
- Наследуемую форму при синдромах Жильбера, Криглера – Наджара, Люцея – Дрископа;
- Желтуху грудного вскармливания (прегнанову);
- Желтуху из-за асфиксии, родовых травм;
- Медикаментозную;
- Желтуху на фоне эндокринных патологий.
Особенности вариантов конъюгационной желтухи
- Преходящая физиологическая желтуха отмечается у младенцев в 60-70% случаев (журнал «Медицинский совет») как следствие гипербилирубинемии, характерной для всех новорожденных. Пожелтение кожи и слизистых возникает через 48-72 ч. после родов при показателях непрямого билирубина выше 50 мкмоль/л. В большинстве случаев терапия не требуется, необходима своевременная дифференциация от ядерной и механической форм желтухи.
- Возникновение желтухи недоношенных отмечается практически во всех случаях и характеризуется показателями непрямого билирубина в 86-102 мкмоль/л. У каждого пятого младенца уровень этой фракции возрастает до 170 мкмоль/л и выше, что опасно переходом в ядерную форму.
- При синдроме Жильбера желтуха обусловлена патологией процесса захвата пигмента клетками печени. Особенностью данной формы считаются отсутствие проявлений цитолиза. Распространенность среди населения – 2-6%.
- Наследственный синдром Криглера – Наджара вызывает конъюгационную желтуху вследствие отсутствия или пониженной активности глюкуронилтрансферазы. В типичных признаках – высокие (от 400 мкмоль/л) показатели непрямого билирубина с ускоренным ростом с первых же дней, неэффективность терапии фенобарбиталом, положительный эффект фототерапии.
- При желтухе Люцея – Дрисколла отмечается выраженная, но временная неонатальная дисфункция глюкуронилтрансферазы. Возникает в почти сразу после после рождения, угрожает ядерной формой.
- Прегнановая желтуха (желтуха грудного вскармливания) возникает как следствие влияния прегнандиола из материнского или донорского грудного молока. Повышают риск развития данной формы желтухи такие факторы, как промедление пережатия пуповины, применение окситоцина, закиси азота, салицилатов в родах, позднее прикладывание к груди и редкие (реже 8 раз в сутки) кормления младенца, отсутствие мекония в течение первых 12 часов жизни младенца. Точные причины не установлены. Диагностику проводят с прекращением кормления грудным молоком в течение 48 часов и контролем по анализу крови на непрямой билирубин.
- Асфиксионная желтуха развивается как следствие гипоксии и/или внутричерепных кровоизлияний в родах, вызывающей задержку функций глюкуронилтрансферазой системы, из-за чего растет проницаемость сосудов и гематоэнцефалического барьера. Опасна переходом в ядерную форму.
- Лекарственная желтуха возникает при приеме медикаментов, способных создавать связи с глюкуроновой кислотой – левомицетина, ментола, салицилатов, сульфаниламидов, хинина, повышенных доз витамина К у новорожденных. Не характерны для данной формы анемия, обесцвечивание каловых масс, гепатоспленомегалия.
- Конъюгационная желтуха на фоне эндокринной патологии – одно из проявлений врожденной формы гипотериоза, обусловленное каротинемией, патологиями секретирования и выделения желчи, высокой способностью кожных покровов к удержанию билирубина, недостатком тироксина.