Родители стараются создать условия, при которых ребёнок мог бы чувствовать себя не только нужным и любимым, но еще и в безопасности. Ради этого они ограждают его от проблем и трудностей, защищают от получения отрицательного опыта и развития комплексов. Не всегда им удается уберечь его от всего опасного и вредного, что подстерегает на жизненном пути. Он растет, развивается, выходит в социальную среду, играет там свою роль и никто не знает, какой опыт ему придется получить.
Такое положение дел вовсе не является не правильным — ситуации, заставляющие детей применять свои способности и самостоятельно решать проблемы, закаляют в них волю, решимость и смелость, повышают самооценку и уверенность, дают возможность найти в жизни не только себя, но и верных друзей.
Ребёнок растет и развивается с каждым днем и родители наблюдают за тем, как меняется его характер. Иногда взрослые радуются некоторым его особенностям и проявлениям, иногда — наоборот, желают что-то поменять. Некоторые качества личности тревожат родителей. Тогда они пускаются на поиски информации: что происходит с ребёнком? Откуда у него та или иная черта характера или комплекс? Что делать — оставить все как есть, или обратиться за помощью к психологу?
Какие комплексы в характере детей особенно пугают родителей, и какие об их развитии ходят мифы, можно узнать, прочитав эту статью.
Трудный ребёнок — бедные родители?
Бывает так, что характер ребёнка не является простым и предсказуемым, а сам он не так прост в общении — у него часто меняется настроение, он впечатлителен, может кричать и плакать, когда его переполняют чувства, быть слишком уверенным в себе, не признающим авторитетов, не послушным. Такие дети требуют к себе особого подхода — как в школе, так и дома. Он необходим для заботы о психическом состоянии. Знакомые родителей и друзья семьи могут вздыхать: «трудный ребёнок — бедные родители».
Что лежит в основе трудного характера? И возможно ли проработать комплексы личности ребёнка, чтобы с ним стало легче общаться? Если отталкиваться от приведенного примера, то нужно заметить, что подобные проявления характера — когда ребёнок сам себе на уме, никого не слушает, может быть то агрессивным, то замкнутым — не говорят о комплексе или заболевании, все это — индивидуальные проявления личности.
Предположение о том, что его личность навсегда останется нелюдимой и агрессивной — абсолютный миф. Если он бунтует подобным образом, значит, для этого есть причины. Какие — можно понять, если изучить характеристику семьи.
Воспитывая такого ребёнка, «бедными» родители становится лишь в том случае, когда пытаются сломать его психику запретами и желанием переделать — стать более мягким, сговорчивым, покладистым. В обратном случае, если они принимают его таким, какой он есть, ненавязчиво направляют, проявляют любовь, ребёнок, наконец «находит» себя и меняется в лучшую сторону.
Чаще всего в таких случаях дети перерастают подобный период — бунт покидает их, остается сила характера, умение справляться с проблемами и хорошее аналитическое мышление.
Замкнутые дети никогда не заговорят
Еще один миф, касающийся тех, кто с раннего детства отличается застенчивостью, робостью или необщительностью. Взрослые, если они обладают более активным темпераментом, могут пытаться разговорить ребёнка, заставляют его идти знакомиться с детьми на детской площадке или в детском саду, рассказывать родственникам о своей жизни, всячески способствуют тому, чтобы дети стали более приветливыми и общительными. Почему родители игнорируют природные особенности и пытаются взрастить то, чего явно нет — направленности на внешний мир, желания общаться со всеми людьми на любые темы, разговорчивости и открытости. Возможно, ими руководит страх, что ребёнок до конца жизни останется сам в своем мире, подпуская туда лишь очень близких людей.
Эту особенность характера надо уважать. Не потому что она полезна и нужна, а потому что это часть личности ребёнка. Вместо того чтобы давить на него и пытаться сделать из интроверта экстраверта, нужно понять, что происходит в его мире и принять характер таким, какой он есть. Совсем не обязательно, что замкнутые дети, вырастая, не захотят ни с кем общаться. Они прекрасно умеют устанавливать отношения с людьми — близкие и профессиональные. Только делают это более тщательно, доверяют лишь избранным, не имеют много друзей, зато те немногие, что у них есть, часто являются настоящими и на всю жизнь.
Когда ребёнок хитрит, он вырастет лжецом
Миф, который вызывает тревогу родителей, если они «ловят» ребёнка на лжи. Детская ложь имеет под собой множество причин. Самые распространенные из них — это недоверие ко взрослым, нежелание делиться сокровенными мыслями, напряженные отношения в семье, слишком строгое воспитание и страх быть не понятым. Когда ребёнок обманывает, это не означает, что он будет лгать всем и всегда, а то, что отношения с родителями не до конца налажены и, возможно, требуют помощи семейного психолога.
Не уверенные в себе дети — это навсегда?
Неуверенность в себе часто бывает комплексом личности. Но говорит ли она о том, что ребёнок останется таким навсегда? Совсем нет. При подходящем подходе, можно поднять самооценку, научить верить в себя, стать уверенным в своих силах. Для этого нужно изучить характер отношений в семье — часто дети берут пример поведения с одного из взрослых, или обратиться за помощью к специалисту.
Он поможет установить причину такого поведения — она может скрываться в конфликтах с одноклассниками или учителями, неспособности ценить себя, за не умением налаживать контакт.
Часто за неуверенностью кроется страх — дети могут бояться быть не принятыми, высмеянными, не оцененными по достоинству. Поэтому им бывает проще прятаться внутри себя, скрывать свои таланты и способности.
Родители сам могут помочь ребёнку победить неуверенность — откровенными беседами, частой похвалой, интересом к миру детства, приобщением хобби и увлечениям.
Взрослые могут способствовать исчезновению этого комплекса, если начнут принимать ребёнка безусловно, таким, какой он есть — робкий, неуверенный, не смелый. Родители ни в коем случае не должны говорить, что он не такой, как все или хуже других, обесценивать его чувства и характер, смеяться над ним, проявлять неуважение или равнодушие. Важно также не допускать обсуждения его личности с другими в его присутствии. Только после того, как он почувствует себя принятым, у него в несколько раз увеличатся шансы побороть свою неуверенность и отыскать ресурсы в психике, которые помогут стать собой и развить таланты.