17.08.2017 1525

Ребенок и школа: что нельзя говорить первокласснику?

Когда ребенок поступает в первый класс, родители стараются создать ему условия для успешного обучения. Они покупают школьную одежду, мебель, портфель. Кроме организации быта, взрослые готовят его к обучению психологически. Они рассказывают истории из своего детства, когда были учениками, говорят о том, что он будет делать на уроках, знакомят его с учительницей и будущими одноклассниками.

От родителей дети получают первую информацию о том, что их ждет в школе. Они представляют себе школьные будни, уроки, перемены, домашнее задание, каникулы.

Когда ребенок только начинает учиться в первом классе, он может столкнуться с трудностями. Это могут быть сложности с выполнением домашнего задания, не до конца понятый материал, недостаточно развитая моторика руки, низкая скорость переработки информации, неусидчивость, невнимательность.

Всем родителям хочется видеть в своих детях успешных отличников. Поэтому, когда ребенок приносит низкую оценку, замечание в дневнике или не справляется с уроками, они могут злиться, негодовать, стараться изменить ситуацию. Часто, поддавшись эмоциям, взрослые говорят детям такие фразы, которые, как они думают, помогут им лучше учиться или вести себя. Однако некоторые из них могут привести к обратному результату: замкнутость, низкая самооценка, чувство собственной глупости и не успешности. Чтобы этого избежать, нужно знать, какие слова нельзя говорить первоклассникам.

Что слышит ребенок о своих способностях

Что слышит ребенок о своих способностях

Люди, которые дают оценку способностям детей — это родители, потом учителя. Позже ребенок сам научается оценивать свои умения, опираясь на то, что слышал от взрослых. Поэтому очень важно избегать негативных посланий.

«Посмотри, как плохо ты выполнил задание!»

Эта фраза прямым образом указывает на тотальное неумение. Часто она, сказанная с восклицательной интонацией и эмоциональным негодующим окрасом, обесценивает все, за что ребенок ранее мог себя похвалить.

В случае если задание действительно плохо выполнено, лучше сказать: «Как бы ты сам оценил то, что сделал?» или «Мне кажется, сегодня ты не очень постарался. Что мешало тебе?». Такие слова не заставляют думать ребенка, что он ничего не умеет и все делает плохо, а помогает задуматься над причинами, которые помешали выполнить задание хорошо.

«У тебя всегда все плохо получается»

Эта фраза дает оценку способностям в глобальном масштабе. Она не соответствует действительности — не может быть такого, чтобы ребенок, как и любой человек, всегда все делал плохо. Не давайте таких общих оценок способностям. Старайтесь, если даете оценку умениям детей, не переходить на личность, а говорить в контексте выполненного задания. Обязательно хвалите за достижения, даже если они не большие. От этой фразы вообще следует отказаться. Приведите в пример хорошо выполненную работу: «Посмотри, как хорошо ты справился здесь. Ты молодец. Постарайся второе задание выполнить также»

«Ты можешь хоть что-нибудь сделать хорошо?»

Горькая, обесценивающая фраза, указывающая на неспособность вообще что-то делать хорошо, также не соответствующая действительности. Когда родители так говорят, это скорее свидетельствует об их чувствах — удивлении, разочаровании в том, что у детей что-то не получилось. Только прямое указание на неспособность не заставит делать лучше. Следует избегать подобных слов. Вместо этого, разберитесь в том, что помешало справиться с уроками. Говорите четко и по делу: «Ты плохо справился с заданием. Что помешало тебе сделать его хорошо? Что тебе не понятно? Почему тебе сложно? Я могу помочь тебе?»

Что слышат дети об учителе

«Учительница тебе задаст»

Подобные фразы могут заставить детей бояться педагогов, а конструктивное общение с ними очень важно для успешного обучения. Когда родители так говорят, они хотят, чтобы ребенок вел себя лучше, или лучше занимался. Стоит отказаться от таких фраз и прямо говорить ребенку о своих желаниях.

«Таких, как ты, учителя не любят»

Эти слова подрывают самооценку и уверенность в себе. Дети могут начать думать, что они плохие, тогда им ничего не останется, как подтверждать свои мысли соответствующим поведением — нарушение правил, неуспеваемость, непослушание. Стоит отказаться от таких фраз совсем.

«Пусть учительница с тобой разбирается»

Фраза, которая не только проводит невидимый барьер между ребенком и педагогом, но и заставляет его думать, что родители «разбираться» с ним не хотят, и поэтому передают его, как вещь, учительнице. Все, что происходит с ребенком, касается его и родителей. Педагог не отвечает за воспитание школьников в полной мере — это ответственность семьи, а не школы.

Что слышит ребенок об отношениях и общении

Что слышит ребенок об отношениях и общении

Школа — это не только уроки, но еще и отношения со сверстниками. Ребенку важно состояться в этой среде, не только как ученику, но и как другу и товарищу, занять свою нишу в социуме. Какой она будет, тоже во много зависит от слов взрослых.

«Если ты будешь так себя вести, с тобой никто не будет дружить»

Прямое указание на то, что ребенок в будущем может остаться в одиночестве. Когда родители говорят так, чаще всего они хотят, чтобы дети избавились от некоторых вредных привычек поведения — стали более добрыми, щедрыми, воспитанными, общительными, понимающими. Стоит избегать подобных фраз, а вместо этого прямо говорить о своих желаниях и опасениях.

Приведите первокласснику пример из своей жизни, касающийся его неправильного поведения — так он скорее поймет, к чему оно может привести.

«Над тобой все будут смеяться»

Фраза, вызывающая стыд и вину за свое поведение, указывающая на то, что ребенок отличается от других, причем в негативном ключе. Лучше, чтобы дети вообще не слышали этой фразы — она разрушительно влияет на их психику.

«Тебя никто не будет любить»

Деструктивная фраза, подобная предыдущей. Слыша ее, первоклассник убеждается в силе условной любви — меня любят, только когда я хороший, послушный, получаю «пятерки», не ссорюсь с товарищами, не кричу, не грублю, помогаю родителям. Личность в этом случае теряется и обесценивается, превозносятся ее функциональные способности, что также отрицательно сказывается на уверенности и восприятии себя. Нужно уметь прямо говорить детям о том, что в их поведении не устраивает.

«Все дети как дети, а ты…»

Если родители привыкли сравнивать детей с другими, это не только приведет к неуверенности в себе, но и нарушению отношений в детском коллективе. Когда взрослые прибегают к такому болезненному сравнению, они чаще всего хотят показать первокласснику, что он в чем-то не успешен, не способен, не достаточно старается, не соответствует ожиданиям. Лучше, если ребенок вообще не будет слышать такую фразу — она больно ранит его сердце, заставляет думать о себе плохо и понимать, что он не достаточно хорош для своих близких.

Откажитесь от нее. Будет лучше, если взрослые станут больше обращать внимание на сильные стороны характера первоклассника, которые, несомненно, есть у каждого, хвалить его, говорить поддерживающие фразы — это поможет ему поверить в себя, понять, что с ним все в порядке. Тогда он сумеет не только успешно учиться, но и строить хорошие отношения со сверстниками.