Современных подростков довольно часто характеризуют общим названием «поколение Z». В эту возрастную категорию входят юноши и девушки, родившиеся в 2000 году, и те, которым еще предстоит родиться до 2020 года. Иногда нижнюю границу отодвигают до 1997 года. В словесном портрете подростков «поколения Z» преобладают следующие характеристики: коммуникация в социальных сетях, желание постоянно развлекаться, отсутствие интереса к чтению книг и привычка к потреблению визуального контента. Родители и учителя находятся в растерянности, будучи не в состоянии наладить общение с загадочными «Z».
Современные подростки и молодежь: кто относится к «поколению Z»?
«Теория поколений» была создана в 1991 году американскими психологами Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом. Она основана на различиях между поколениями X, Y, Z и так называемыми «бэби-бумерами». Активная деятельность представителей этих поколений пришлась на конец 20-го-начало 21-го века.
Для «бэби-бумеров», родившихся в 1943-63 годах характерно стремление к коллективному труду и работе в команде. «Поколение Х» (1963-1983) рассчитывают только на себя, им свойственен больший индивидуализм. «Поколение Y» (1984-2000) в целом, отличается тягой к знаниям и высоким профессионализмом, но не готово долго ждать повышения и стремится сделать карьеру как можно быстрее.
Подростки «поколения Z» (2000 и младше) еще не успели стать профессионалами. Но уже сегодня понятно, что методы воспитания и формы досуга, работавшие для их родителей, не работают для них. Многие взрослые отмечают отсутствие у них многих важных навыков, например, умения работать с информацией. Современные подростки с самого рождения окружены небывалым потоком информации и визуального контента. Кроме того они являются самыми желанными потребителями и аудиторией маркетологов — сегодняшняя индустрия товаров для молодежи намного шире, чем 20 лет назад.
Ошибки взрослых в общении с «поколением Z»
Для предыдущих поколений было характерно живое общение — встречи с друзьями, прогулки и подвижные игры во дворе. Во времена их детства визуальный контент был доступен только по телевизору, новости узнавались из газет, а художественная литература в бумажном виде пользовалась большой популярностью. В период юности «поколения Z» бумажные газеты постепенно прекращают существование, и на первое место по популярности среди молодежи выходит визуальный контент. Общаться юноши и девушки предпочитают в социальных сетях, а сложные художественные тексты воспринимают с таким трудом, что некоторые педагоги всерьез обсуждают отмену изучения некоторых классических произведений.
Многие родители не знают, как найти подход к «непонятным» детям. Авторитарный стиль воспитания, характерный для предыдущих поколений, уже не приносит результата. У них нет четкого выбора профессии, но есть установка на жизненный успех. Но работать за маленькую зарплату несколько лет они не готовы. Их привлекают занятия, приносящие эмоциональное удовлетворение, но не рутинная работа, связанная с их выполнением.
Основная ошибка представителей старших поколений при общении с «поколением Z»— стремление заставлять их поступать так, как хотят они. Например, родители убеждены в необходимости получить профессию, которая приносит большой доход, и поступлении в соответствующее учебное заведения. А их сыну или дочери обучение в конкретном университете может быть совершенно не интересным. В итоге родители расстроены и разочарованы, отчуждение растет.
«Поколение Z» выступает за большую свободу в отношениях и выборе партнера. Даже в странах мира, для которых более характерны традиционные семейные ценности, молодежь более терпима к разнообразию форм брака, возрасту создания семьи, наличию или отсутствию детей. Многие представители современной молодежи выступают за более бережное отношение к окружающей среде.
Чтобы направить энергию подростка в нужное русло, взрослым необходимо понять его внутренний мир, при этом признавая неприемлемость авторитарного подхода и давления на личность. Сегодняшний мир меняется гораздо быстрее, чем раньше, а успевать за всеми изменениями намного сложнее. По мнению некоторых специалистов рынка труда, сегодняшняя молодежь не будет отличаться фанатичной преданностью только одному карьерному пути. Вместо этого каждого представителя «поколения Z» ждут 2-3 карьеры за жизнь.
Существуют ли правила общения с поколением Z?
Чтобы выработать правила общения с «поколением Z», взрослым необходимо понимать их основные черты. Уже сегодня очевидно, что это поколение — «цифровое», предпочитающее общаться в социальных сетях и при помощи смартфонов. В числе их сильных сторон — способность к быстрому развитию и приспособлению к изменениям. В числе слабых — плохое восприятие сложных текстов и «клиповое» мышление. Поэтому заставлять современного подростка читать длинное классическое произведение бессмысленно. Необходим новый подход к школьному обучению.
Правила общения с представителями «поколения Z» включают в себя и такой важный фактор, как умение договариваться. При том, что эти юноши и девушки любят родителей и ценят семью, где уважают их интересы, они не признают давления. Поэтому на смену авторитарному подходу должен прийти партнерский, при котором учитываются интересы отцов и детей.
Руководителям компаний также предстоит изменить схему взаимодействия с «поколением Z». Молодые люди демонстрируют высокий уровень знаний о современных технологиях и готовы работать над созданием полезных изобретений. Но одновременно с этим работать с ними не так просто: в силу «клиповости» мышления они неспособны задерживать внимание на выполнении рутинных действий, сразу требуют большую заработную плату и увольняются, потому что успеха «слишком долго ждать». И здесь будущим работодателям необходимо придерживаться новых правил общения — ставить конкретные задачи с быстрым результатом, общаться с молодыми сотрудниками на равных и вознаграждать за успешную работу над проектом.
Привить детям интерес к труду и научить их заботиться не только о себе — не такая уж непосильная задача. Самое главное для родителей и педагогов — умение слушать детей, разговаривать с ними и в то же время понимать, что «поколение Z» действительно другое, и к нему необходим другой подход — менее авторитарный и более партнерский.