«Нам пришла путевка в детский сад, но ребёнок еще не разговаривает. С нами общается жестами и звуками, мы-то понимаем, а вот справится ли воспитатель и другие дети? Стоит ли неговорящему малышу вообще идти в детский садик?» Такой запрос от родителей к специалистам сегодня совсем не редкость. Как быть, если место в группе дали, а речь еще не развита? Повлияет ли это на поведение ребёнка, поможет ли начать говорить? Как его будут понимать другие дети и воспитатели? MedAboutMe отвечает на вопросы, которые тревожат родителей маленьких молчунов.
Помогает ли детский сад начать разговаривать?
Это самый частый вопрос: что будет, если отправить неговорящего ребёнка в группу к другим детям? Начнет ли он говорить быстрее, или напротив, замолчит от стресса и переживаний?
Ответ непрост: он зависит от причин нарушения развития речи. Если говорить о ребёнке до четырехлетнего возраста с подозрением специалистов на диагноз ЗРР (задержка речевого развития) или просто опасениями родителей, что малыш молчалив не по возрасту, необходимо посетить логопеда. Это нужно, чтобы оценить темпы развития речи и причины отставания.
В большинстве случаев у детей в этом возрасте подтверждается диагноз замедленного темпа развития речи (ЗРР). Нарушение может быть спровоцировано различными патологиями, но чаще всего задержка речевого развития компенсируется при условии создания развивающей среди и отсутствия препятствий. В такой ситуации детский сад, потребность в общении с другими детьми, структурированные занятия с воспитателем могут стать той самой стимулирующей речевой средой, которая поможет ребёнку начать разговаривать.
Если же причина молчания связана с нарушениями слуха, неврологическими отклонениями, общим недоразвитием речи, задержкой психического развития, расстройством аутичного спектра и т. д., то ждать чуда от посещения детского сада нельзя. С такими диагнозами необходимо как можно быстрее начинать специализированные коррекционные мероприятия.
Как ребёнок будет общаться с воспитателем?
Воспитатель с опытом умеет работать с самыми разными малышами, и уж совершенно точно с теми, кто пока выражает эмоции и желания только жестами, мимикой и звуками. Не стоит переживать: согласно исследованиям, каждый четвертый малыш испытывает трудности с развитием речи в правильном темпе. Это значит, что в младшей группе детского сада или в яслях на 25 детей 5-6 будут общаться преимущественно невербально. Как правило, персонал детского сада отлично умеет понимать таких ребятишек.
Если есть сомнения — надо увидеться и пообщаться с воспитателями, оценить, насколько они готовы тратить время на понимание «молчунов», как такие дети вовлекаются в общие игры, показывают желание сходить в туалет и т. д.
Как малыш может «сказать», что ему надо?
Дети в детском саду живут по режиму. Им напоминают, когда надо посетить туалет, когда пора есть, спать, одеваться, мыть руки и т. д. Режим построен на основании физиологических потребностей ребёнка, и малыши быстро к нему привыкают. А воспитатели, в свою очередь, как правило, быстро распознают «сигналы» от малоговорящих воспитанников и реагируют без обращенной речи, на жестикуляцию и мимику.
Для ускорения адаптации не лишним может стать небольшая памятка по основным ситуациям: если ребёнок использует особые звуки и жесты, когда хочет на горшок, есть, спать, к маме, то их можно описать и передать воспитателю заранее.
Как молчун сможет играть с другими детьми?
Мирные игры будут проходить довольно спокойно: этот возраст обычно не предполагает активного общения и взаимодействия, дети скорее играют рядом, а не вместе. А вот во время ссор и конфликта неговорящий ребёнок может испытывать затруднения с самозащитой, что чаще всего выражается в физическую агрессию. То есть защитить себя сможет и самый молчаливый малыш, например, укусив или толкнув обидчика. Но надо предусматривать такие варианты заранее и обучать ребёнка отходить, кричать или идти к взрослому, если ему что-то не нравится.
Не надо ли подождать до появления речи?
Если задержка речевого развития — единственная проблема, то только из-за нее долго ждать не стоит. Оптимальный период для адаптации к детскому коллективу и пребыванию вне дома — с 3 до 4 лет. Ребёнок в это возрасте дорастает до снижения эмоциональной зависимости от матери, расставания проходят легче, а навыки самообслуживания растут. Поэтому начиная с трех лет можно отдавать малыша в детский сад. До этого возраста по возможности не стоит начинать посещение садика и говорящим детям.
После начала надо оценивать состояние, самочувствие, настроение ребёнка, узнавать у воспитателей, как он вел себя в группе, смотреть, не изменились ли привычки, сон, аппетит, не повысилась ли тревожность. Если ребёнок меняется не в лучшую сторону, то, возможно, с садом стоит подождать еще.
Как воспитатель узнает, что малыш заболел или плохо себя чувствует?
В целом — примерно так же, как и родители. Даже говорящие дети в этом возрасте редко могут сказать, что им нехорошо, что-то болит или тошнит. Нездоровый ребёнок становится капризным, плаксивым, вялым, отказывается есть, стремится прилечь. Такое поведение заметно и без слов, и внимательному воспитателю не составит труда увидеть, что кроха ведет себя непривычно и нуждается во внимании и оценке здоровья.
Что неговорящий малыш может делать на занятиях?
Молчаливый кроха будет заниматься точно тем же, что и остальные дети: рисованием, лепкой, физкультурой, музыкой. Пусть петь на музыке и говорить на уроках развития речи он пока не сможет, зато будет развивать чувство ритма, музыкальный, фонетический слух, и наращивать словарный запас на будущее.
А как же утренники?
Этот вопрос не стоит никаких тревог и волнений. Во-первых, утренники в младших группах проходят без взрослых посетителей, чтобы дети не волновались, не начинали плакать и проситься к маме.
Во-вторых, далеко не все малыши читают стихи. Многие танцуют, участвуют в хороводах, играют на простых музыкальных инструментах и получают удовольствие от участия в празднике, а не от стишка.