Неговорящий ребенок: стоит ли идти в детский сад?

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

«Нам пришла путевка в детский сад, но ребёнок еще не разговаривает. С нами общается жестами и звуками, мы-то понимаем, а вот справится ли воспитатель и другие дети? Стоит ли неговорящему малышу вообще идти в детский садик?» Такой запрос от родителей к специалистам сегодня совсем не редкость. Как быть, если место в группе дали, а речь еще не развита? Повлияет ли это на поведение ребёнка, поможет ли начать говорить? Как его будут понимать другие дети и воспитатели? MedAboutMe отвечает на вопросы, которые тревожат родителей маленьких молчунов.

Натуральные средства от СДВГ: от витаминов до массажа

Только научно доказанная эффективность: что действительно работает при СДВГ у детей, а какие БАДЫ и способы под вопросом.

Помогает ли детский сад начать разговаривать?

Это самый частый вопрос: что будет, если отправить неговорящего ребёнка в группу к другим детям? Начнет ли он говорить быстрее, или напротив, замолчит от стресса и переживаний?

Ответ непрост: он зависит от причин нарушения развития речи. Если говорить о ребёнке до четырехлетнего возраста с подозрением специалистов на диагноз ЗРР (задержка речевого развития) или просто опасениями родителей, что малыш молчалив не по возрасту, необходимо посетить логопеда. Это нужно, чтобы оценить темпы развития речи и причины отставания.  

В большинстве случаев у детей в этом возрасте подтверждается диагноз замедленного темпа развития речи (ЗРР). Нарушение может быть спровоцировано различными патологиями, но чаще всего задержка речевого развития компенсируется при условии создания развивающей среди и отсутствия препятствий. В такой ситуации детский сад, потребность в общении с другими детьми, структурированные занятия с воспитателем могут стать той самой стимулирующей речевой средой, которая поможет ребёнку начать разговаривать.

Если же причина молчания связана с нарушениями слуха, неврологическими отклонениями, общим недоразвитием речи, задержкой психического развития, расстройством аутичного спектра и т. д., то ждать чуда от посещения детского сада нельзя. С такими диагнозами необходимо как можно быстрее начинать специализированные коррекционные мероприятия.

Как ребёнок будет общаться с воспитателем?

Воспитатель с опытом умеет работать с самыми разными малышами, и уж совершенно точно с теми, кто пока выражает эмоции и желания только жестами, мимикой и звуками. Не стоит переживать: согласно исследованиям, каждый четвертый малыш испытывает трудности с развитием речи в правильном темпе. Это значит, что в младшей группе детского сада или в яслях на 25 детей 5-6 будут общаться преимущественно невербально. Как правило, персонал детского сада отлично умеет понимать таких ребятишек.

Если есть сомнения — надо увидеться и пообщаться с воспитателями, оценить, насколько они готовы тратить время на понимание «молчунов», как такие дети вовлекаются в общие игры, показывают желание сходить в туалет и т. д.

Как малыш может «сказать», что ему надо?

Как малыш может «сказать», что ему надо?

Дети в детском саду живут по режиму. Им напоминают, когда надо посетить туалет, когда пора есть, спать, одеваться, мыть руки и т. д. Режим построен на основании физиологических потребностей ребёнка, и малыши быстро к нему привыкают. А воспитатели, в свою очередь, как правило, быстро распознают «сигналы» от малоговорящих воспитанников и реагируют без обращенной речи, на жестикуляцию и мимику.

Для ускорения адаптации не лишним может стать небольшая памятка по основным ситуациям: если ребёнок использует особые звуки и жесты, когда хочет на горшок, есть, спать, к маме, то их можно описать и передать воспитателю заранее.

Как молчун сможет играть с другими детьми?

Мирные игры будут проходить довольно спокойно: этот возраст обычно не предполагает активного общения и взаимодействия, дети скорее играют рядом, а не вместе. А вот во время ссор и конфликта неговорящий ребёнок может испытывать затруднения с самозащитой, что чаще всего выражается в физическую агрессию. То есть защитить себя сможет и самый молчаливый малыш, например, укусив или толкнув обидчика. Но надо предусматривать такие варианты заранее и обучать ребёнка отходить, кричать или идти к взрослому, если ему что-то не нравится.

Не надо ли подождать до появления речи?

Если задержка речевого развития — единственная проблема, то только из-за нее долго ждать не стоит. Оптимальный период для адаптации к детскому коллективу и пребыванию вне дома — с 3 до 4 лет. Ребёнок в это возрасте дорастает до снижения эмоциональной зависимости от матери, расставания проходят легче, а навыки самообслуживания растут. Поэтому начиная с трех лет можно отдавать малыша в детский сад. До этого возраста по возможности не стоит начинать посещение садика и говорящим детям.

После начала надо оценивать состояние, самочувствие, настроение ребёнка, узнавать у воспитателей, как он вел себя в группе, смотреть, не изменились ли привычки, сон, аппетит, не повысилась ли тревожность. Если ребёнок меняется не в лучшую сторону, то, возможно, с садом стоит подождать еще.

Как воспитатель узнает, что малыш заболел или плохо себя чувствует?

Как воспитатель узнает, что малыш заболел или плохо себя чувствует?

В целом — примерно так же, как и родители. Даже говорящие дети в этом возрасте редко могут сказать, что им нехорошо, что-то болит или тошнит. Нездоровый ребёнок становится капризным, плаксивым, вялым, отказывается есть, стремится прилечь. Такое поведение заметно и без слов, и внимательному воспитателю не составит труда увидеть, что кроха ведет себя непривычно и нуждается во внимании и оценке здоровья.

Что неговорящий малыш может делать на занятиях?

Молчаливый кроха будет заниматься точно тем же, что и остальные дети: рисованием, лепкой, физкультурой, музыкой. Пусть петь на музыке и говорить на уроках развития речи он пока не сможет, зато будет развивать чувство ритма, музыкальный, фонетический слух, и наращивать словарный запас на будущее.

А как же утренники?

Этот вопрос не стоит никаких тревог и волнений. Во-первых, утренники в младших группах проходят без взрослых посетителей, чтобы дети не волновались, не начинали плакать и проситься к маме.

Во-вторых, далеко не все малыши читают стихи. Многие танцуют, участвуют в хороводах, играют на простых музыкальных инструментах и получают удовольствие от участия в празднике, а не от стишка.

Он-Клиник
6 филиалов
Ботулинотерапия
16450 руб.
МРТ головного мозга
6450 руб.
УЗИ сосудов головы и шеи
3280 руб.
Вызов детского врача на дом
4950 руб.
Консультация врача-педиатра
2450 руб.
Справка 026/у (дошкольная)
11950 руб.
Справка 026/у (школьная)
14950 руб.
Справка 086/у
12880 руб.
Медси
63 филиала
МРТ головного мозга
7150 руб.
Первичный прием невролога
4480 руб.
УЗДГ брахиоцефальных артерий
3680 руб.
Вызов педиатра на дом
3900 руб.
Консультация врача-педиатра
5400 руб.
Справка 026-У (дошкольная)
19900 руб.
Справка 026-У (школьная)
39900 руб.
Справка 086-У
17900 руб.
Ниармедик
16 филиалов
Анализ спинномозговой жидкости
8250 руб.
Дуплексное сканирование сосудов
3150 руб.
Семейная
12 филиалов
Дуплексное сканирование сосудов
3200 руб.
Люмбальная пункция
8500 руб.
Семейный доктор
22 филиала
Допплерография сосудов
3180 руб.
Исследование спинномозговой жидкости
8280 руб.
Электроэнцефалография
2750 руб.
Поликлиника.ру
11 филиалов
МРТ головного мозга
5980 руб.
Прием невролога первичный
3250 руб.
УЗДГ сосудов шеи и головы
2980 руб.
«Мать и дитя»
23 филиала
Допплерография сосудов
3650 руб.
Люмбальная пункция с исследованием
9850 руб.

Читайте также

5 свежих фактов о благополучном развитии ребенка
Что такое «Здоровый дом»? Какими вырастают дети с задержкой психического развития? Польза письмотерапии. Половое воспитание. Помощь в становлении речи.
Ребенок жалуется на головную боль: что делать?
От стрессов до мигреней: что поможет, если у ребенка болит голова (и почему она болит)?
Почему ребенок часто болеет в детском саду?
Почему ребенок часто болеет в детском саду? Может быть потому, что ему там просто не комфортно?
Когда лучше отдавать ребенка в садик?
Не знаете, когда отдавать ребенка в садик? Малыш должен быть готов к этому психологически и физически.
Общее недоразвитие речи у ребенка: почему и как помочь
Родители обеспокоены диагнозом ребенка: общее недоразвитие речи. Какие причины привели к нарушению и что делать, рассказывает логопед.
Семь одежек: собираем ребенка в детский сад
О чем следует позаботиться, собирая ребенка в детский сад? Приучение к самостоятельности.
Опубликовано 22.09.2018 15:53, обновлено 17.04.2020 18:26
Рейтинг статьи:
4,8

Использованные источники

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007
Детские болезни / Под ред. Баранова А.А. 2012
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

10 первых признаков рака шейки матки

Пройдите простой онлайн-тест на выявление рисков рака шейки матки

Натуральные средства от СДВГ: от витаминов до массажа

Только научно доказанная эффективность: что действительно работает при СДВГ у детей, а какие БАДЫ и способы под вопросом.

8 причин плача грудничков и как в них разобраться

От голода до скуки: разбираемся в причине плача грудничков и находим решения!

Топ-5 портативных ирригаторов 2025: обзор

Топ-5 портативных ирригаторов: кому они нужны и как не ошибиться с выбором подробно отвечаем в статье MedAboutMe

5 процедур, которые помогают сделать контур лица более чётким

Хотите сделать контур лица более чётким? Вам помогут неинвазивные методики. Некоторые доступны и дома.