Сибирская язва получила свое название благодаря русскому врачу С. Андреевскому, который в 1788 году дал описание крупной вспышки в западносибирских районах страны. Инфекция эта очень серьезная, поэтому важно на первых порах перехватить ее развитие с помощью антибиотиков (а для профилактики используется вакцина). О симптомах заболевания читайте в нашей статье.
Сибирская язва: исторический экскурс
О сибирской язве сообщают манускрипты Древнего Египта и Ближнего Востока: в документах древности заболевание именуется как «персидский огонь» или «священный огонь». Упоминание о ней есть и в Книге Бытия, где рассказывается о Пятой и Шестой казнях. Так, Пятая принесла египетскому народу падеж скота, а шестая поразила нарывами и язвами самих египтян.
Римский писатель Вергилий в своей поэме «Георгики» пишет о скотоводстве и повествует о болезнях лошадей, коров, овец и диких животных, а среди признаков указывает кровь и характерные пятна, по цвету напоминающие сажу. Поэтому сибирская язва в западной медицине, а точнее ее возбудитель получил наименование Bacillus anthracis, поскольку на греческом языке это означало «уголь» (теперь это международное название).
В России укоренилась традиция закапывать в землю трупы зараженных животных, и такие места огораживали. Позднее в СССР стали систематизировать и наносить на военные карты такие могильники.
В XIX веке ученые сумели идентифицировать крохотные палочки в крови заболевших овец и предположили, что эти частицы вызывают сибирскую язву, но объяснить, каким образом ими заражаются − не смогли.
Немецкий исследователь Роберт Кох взялся за изучение причин сибирской язвы: он проводил эксперименты на мышах, заражая кровью инфицированных коров, и тем самым подтвердил догадки, что бациллы передаются через кровь. Кроме того, он заметил, что в неподходящих для размножения условиях, в частности при недостатке кислорода, бациллы сибирской язвы включают своего рода защитный механизм в виде формирования округлых спор, которые будто бы впадают в спячку и выжидают. А когда появляются нормальные условия, из спор развиваются бациллы, поэтому вспышка инфекции может начаться без прямых контактов с больными животными.
Не так давно в Ямало-Ненецком округе случилась эпидемия. Как выяснилось, на месте выпаса скота были старые скотомогильники. А в 2016 году в результате аномального теплого лета земля подтаяла, споры Bacillus anthracis активизировались, и сибирская язва спустя многие годы снова напомнила о себе.
Симптомы сибирской язвы
Бациллы сибирской язвы весьма неприхотливы, что обусловило их невероятно высокую живучесть, особенно спорам − им не страшны сильный холод и высокие температуры. Когда споры оказываются на слизистой дыхательных путей и желудочно-кишечном тракте, они прорастают, на их месте проклевываются бактерии Bacillus anthracis. Те, в свою очередь технично упаковываются в созданную ими же капсулу, которая идентична клеткам иммунной системы, отчего макрофаги, призванные распознавать и поглощать чужеродные элементы, не видят вражеский десант. Последний внедряется в лимфоузлы, размножается и начинает выделять токсины (самое опасное в заражении). От этого и появляются характерные симптомы: карбункулы, отеки и некрозы тканей, геморрагическое воспаление. Активность бактерий провоцирует отказ почек, нарушает свертываемость крови и кислотно-щелочной баланс. Все вместе это ведет к гибели зараженного, будь то человек или животное.
Источником инфекции традиционно становятся травоядные. Поглощая зараженную спорами траву или воду, они выделяют возбудителя через отходы жизнедеятельности. Люди заражаются преимущественно контактным путем через микротравмы в слизистых оболочках и кожных покровах, например, при разделке туш. А между людьми инфекция не передается.
Инкубационный период может составить несколько часов или несколько дней, до двух недель. Симптомы зависят от формы заболевания: кожной и генерализованной.
При кожной форме, или сибиреязвенном карбункуле, на поверхности тела появляется красно-синеватое пятно, на его месте образуется зудящая папула, в центре которой спустя сутки возникает пузырек с серозной жидкостью. Он быстро темнеет и приобретает кровянистый вид, а когда лопается, то появляется темная язва. В течение нескольких дней язва видозменяется, становясь плотным черным струпом, похожим на уголек. За счет того, что возле струпа формируются мелкие пузырьки, переходящие в мелкие язвы, первоначальный струп растет в размерах, а ткани вокруг него отекают. Характерно, что все это происходит практически безболезненно.
При кожной форме есть и признаки общей интоксикации, такие как озноб, бессонница, головная боль, температура до 38-39°С. Выздоровевший человек получает иммунитет на 10-20 лет.
У генерализованной формы есть три типа.
- Симптомы при легочном типе походят на классическую простуду: температура, кашель, насморк, тахикардия. Затем приметы интоксикации нарастают, температура поднимается до высоких пределов, при кашле отходит кровянистая слизь. Последняя стадия обозначается сердечно-сосудистой недостаточностью, олигурией, отеком легких.
- Кишечный тип может развиваться при поедании зараженных продуктов, отличается тяжелым течением и высокой летальностью. В первые сутки возникают головная боль, дискомфорт в горле, головокружение, температура. Затем появляются тошнота, острые боли в животе, рвота с кровью, жидкий стул с кровянистыми выделениями. Для последней стадии характерная сердечная недостаточность, лицо приобретает розовато-синюшный цвет, а на коже нередко выступают папулезные или геморрагические сыпи.
- Септический тип чаще всего становится вторичным этапом предыдущих форм инфекции. При нем интоксикация стремительно нарастает, отмечается множество кровоизлияний, и часто наблюдается инфекционно-токсический шок.
Вакцина от сибирской язвы
Большинство эпизодов сибирской язвы легко разрешимы при своевременном использовании лекарственных средств (антибиотиков).
В эндемичных районах для лиц из группы риска предусмотрена профилактика в виде иммунизации. Вакцину ставят ветработникам, животноводам, сотрудникам лабораторий и людям, которые непосредственно контактируют со скотом, занимаются транспортировкой и переработкой животного сырья.
Подкожная вакцина используется при эпидемических ситуациях, а накожная — при плановых осмотрах.