Нравственное воспитание детей — важнейшая обязанность родителей. Причем не только их долг, но и залог благополучия в старости. Недаром говорится: что посеешь, то и пожнешь.
Все начинается с семьи
С каким человеком нам приятно общаться? Конечно, с тем, кто чуткий и отзывчивый, добрый и внимательный. С тем, кто честен и справедлив, кто ответственно относится к своим обязанностям, вежлив и скромен. Чтобы у человека был такой нрав, он должен расти в благоприятной среде, где не только говорят о необходимости соблюдать нормы поведения, но и сами следуют им неукоснительно и постоянно.
Пример родителей — лучший путь формирования положительных чувств и привычек. Не нудные назидания, не запреты и наказания, а просто жизнь, наполненная любовью, ответственностью, заботой о других, позволяет усвоить правила и нормы поведения, развивает позитивное отношение к окружающим.
Здоровый образ жизни предполагает не только заботу о физическом состоянии ребёнка, о том, чтобы он был сыт и соблюдал режим дня, но и о воспитании лучших человеческих качеств.
Существуют определенные этапы становления личности:
- до пяти лет малыш учится поведению в быту, в семье, осваивает самые простые нравственные правила;
- к десяти годам ребёнок уже в состоянии анализировать ситуацию, оценивать эмоциональное состояние окружающих его людей, морально оценивать их поступки;
- в 15 лет подросток осознает необходимость помогать окружающим людям.
Нравственное воспитание детей можно считать успешным, если они действуют в соответствии с главным постулатом: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы люди относились к тебе».
Обучение и воспитание
Не только семья, но и школа, общество, учебные и трудовые коллективы, даже просто дворовые компании так или иначе воздействуют на становление нрава человека. Особенно важна роль школы. Там происходит не только обучение, но и воспитание. Возьмем уроки литературы, истории, на которых анализируется поведение как литературных персонажей, так и реальных людей, дается нравственная оценка их жизни и деятельности.
Нравственное воспитание детей происходит на всех уроках и на переменах, на внеклассных занятиях. Важна атмосфера, царящая в школе, методы обучения, личность учителя. От этого зависит истинное нравственное здоровье детей.
Настоящие педагоги умело формируют личности своих учеников, воспитывая чувство долга, ответственности, гармонии. А также учат сопротивляться отрицательным качествам, постигать смысл жизни и человеческого предназначения.
Важно ведь не просто понимать, что такое хорошо, а что такое плохо, но и поступать в соответствии с этим знанием.