Вести здоровый образ жизни школьнику не так просто. Постоянное сидение за партой, любовь к перекусам на перемене, большой объём домашних заданий и стресс во время экзаменов приводят к развитию хронических заболеваний. Кроме этого, ребёнок много времени проводит за компьютером, что также крайне вредно для здоровья
Вредные привычки современных школьников
Многим школьникам бывает трудно справиться с вредными привычками. Например, одна из них — привычка грызть ногти. Она встречается у младших школьников и часто исчезает со временем. Другая привычка — перекусы шоколадками или гамбургерами. Она способствует возникновению лишнего веса и заболеваний желудка. Также здоровому образу жизни не способствует и жевание жвачки. Сладкая поначалу, она быстро теряет свои вкусовые качества и совсем не содержит полезных веществ.
В старших классах в жизнь подростка может войти курение. Нужно ли говорить о его безусловном вреде для здоровья и психики? Сиюминутное стремление казаться взрослым приводит к ухудшению состояния кожи, зубов, волос и легких. Если не объяснить подростку всю пагубность курения, то он пойдет и дальше — перейдет к алкоголю и наркотикам. К 20 годам его организм будет в крайне печальном состоянии.
Как победить вредные привычки школьника:
- В первую очередь, взрослые должны подавать личный пример. Если в семье не принято курить, то и подросток, скорее всего, к этому не приобщится или быстро бросит.
- Распределять свободное время школьника. Если у него есть увлечение, вредные привычки будут ему неинтересны.
- Вести пропаганду здорового образа жизни в школе.
Возможно ли совместить компьютер и здоровый образ жизни
Если еще 20 лет назад компьютеры были дома у небольшого количества людей, очень состоятельных или работающих в IT-сфере, а рефераты и доклады писались по справочным материалам из библиотеки, то сегодня дети учатся пользоваться компьютером в раннем возрасте. Уже в 2 года ребёнок может включать мультики, а в начальной школе заводит аккаунты в социальных сетях. Школьник с планшетом или смартфоном — обычная картина.
Детская психология уделяет много времени проблемам «цифрового поколения». Они предпочитают общаться виртуально, меньше времени проводят на улице и меньше читают книги.
Вот лишь некоторые из проблем, которые возникают при виртуальном общении:
- Потеря интереса к окружающей действительности;
- Отсутствие интереса к здоровому образу жизни и физической активности;
- Низкая успеваемость;
- Формирование интернет-зависимости;
- Проблемы со зрением и позвоночником.
Общение с компьютером может настолько затянуть школьника, что вывести его в реальный мир поможет только психолог. Поэтому родителям важно соблюдать следующие рекомендации:
- Постараться не осуждать ребёнка, если у него возникает интерес к компьютеру. Возможно, существует более глубокая причина ухода в игровую или виртуальную реальность.
- Соблюдать нормативы пребывания за компьютером или установить правила его использования.
- Играть вместе с ребёнком. Это особенно важный момент. Вникая во внутренний мир ребёнка, вы формируете его доверие и уважение.
- Вести здоровый образ жизни при активном пользовании компьютером — задача вполне достижимая. Самое главное — не дать развиться интернет-зависимости у ребёнка.
Некоторые простые рекомендации будут полезны не только детям, но и взрослым:
- Используйте только современные мониторы с высоким разрешением;
- Расстояние от экрана до глаз должно составлять 40-50 см;
- Приглушите яркий свет при работе за компьютером;
- Проветривайте помещение, где находится компьютер и делайте влажную уборку;
- Делайте 15-минутные перерывы каждый час;
- Выполняйте физические упражнения: приседайте и разминайте кисти рук;
- Устраивайте себе паузы от работы за компьютером;
Питайтесь правильно и принимайте витамины для глаз.
Решение проблемы взаимодействия вашего ребёнка и компьютера — в ваших руках. Если вы сами не страдаете зависимостью от Интернета, игр и социальных сетей, то и дети подтянутся.
Проблема компьютера как предмет детской психологии
Что на самом деле может скрываться за побегом в виртуальную реальность? В детской психологии есть несколько объяснений, почему это происходит.
- Первое. Иллюзия управления реальностью. Школьник «убегает» в игру из мира, где в школе скучно, сверстники не понимают, а родители постоянно требуют невозможного. А игра позволяет создать новую и более привлекательную реальность.
- Второе. Игры стимулируют воображение.
- Третье. Игры строятся по типу сериала. В них есть привлекательные герои, с которыми подросток себя идентифицирует.
- Четвертое. Компьютер дарит яркие переживания и эмоции.
Родители школьников, чаще всего, склонны видеть в компьютере либо абсолютное зло, либо закрывают глаза на проблему. В детской психологии выделяют несколько родительских посланий, за которыми стоит их собственная растерянность. Например, угроза, что ребёнок станет умственно неполноценным означает, что родители любят его только без компьютера, а фразы вроде «компьютер — баловство» на самом деле говорят о невнимании к внутреннему миру ребёнка.
Необходимо помнить, что кроме вреда от компьютера есть и польза. А именно: простое нахождение сведений, нужных для учебы, просмотр обучающих фильмов, изучение иностранных языков. Даже в играх есть польза — они способствуют развитию логического мышления и развивают фантазию.
Но самый важный фактор — то, как воспринимают компьютер сами родители. Не склонны ли они к интернет-зависимости и бегству в виртуальную реальность?
Самые гармоничные семьи — те, что строятся на доверительных отношениях. Где не принято насилие над личностью и где умеют слушать и слышать друг друга.
Если ребёнок видит, что родители чем-то увлечены, проводят много времени вместе и не убегают от внутренних проблем в другую реальность, то он поймет полезную сторону компьютера и ему будет незачем превращать его во вредную привычку.