26.06.2016 2863

Дети: компьютерная зависимость

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Компьютерная зависимость во всем мире уже причислена к разряду заболеваний медицинского характера, так как ее симптомы можно разделить и на психические, и на физические. Лечение компьютерной зависимости давно уже вошло в практику психологов и психотерапевтов, которые занимаются этой проблемой более 20-ти лет.

Что касается «группы риска», то в нее в первую очередь входят дети, чья психика и модель жизни только формируются. Дети наиболее подвержены воздействию приобретаемых привычек, в том числе и вредных, а в итоге и привыканию к ним.

Дети, подверженные компьютерной зависимости

Дети, подверженные компьютерной зависимости

Не секрет, что цифровая техника за последние 20 лет плотно вошла в обиход не только взрослых, но и детей. Нередко ребенок осваивает гаджеты раньше азбуки, что совсем не радует, так как грозит проблемами для полноценного развития ребенка. Для примера сравним, как развиваются дети сегодня и как развивались 15-20 лет назад. Они стали другими, потому что другой стала среда.

Ученые бьют тревогу — мозг современного ребенка под воздействием избытка информации и техники перестраивается, претерпевает не всегда желательные изменения. Английский ученый-невролог Сьюзен Гринфилд, специализирующаяся в области физиологии мозга, утверждает, что «мы живем в эпоху изменения сознания». И происходит это по милости засилья цифровых технологий.

А ведь сам мозг по своему строению и химическому составу остался тем же, что и тысячу лет назад: те же 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с 10 000 себе подобных. Российский психолог Надежда Грекова делает еще один вывод — отдельные участки мозга подвергаются деформации, так как оказываются не задействованы, а значит не получают развития и подпитки извне. Просто мы лишний раз не обременяем себя мыслительными процессами и «перепоручаем» их гаджетам. Мир становится все более рациональным.

Дети начинают осваивать пространство и физический мир через экран смартфона. Внешние стимулы, отвечающие за принятие решений и получение жизненного опыта, просто отходят на задний план. Важные участки мозга, отвечающие за самоконтроль, физическую и творческую активность, оказываются «освобождены» от своего прямого назначения. Поэтому цифровая эра принесла не только прогресс, но и явные «сбои» в развитии ребенка.

Подготовка детей к взрослой жизни оказывается неполноценной. Кстати, изменились даже детские рисунки. Среднестатистическое изображение семьи и ее членов «в действии» (на кухне, в комнате, на прогулке), как это было раньше, превратилось в схематическое нахождение домочадцев перед экранами мониторов. Постепенно стираются границы между миром физическим и миром виртуальным, компьютерные персонажи входят в жизнь детей как вполне реальные создания. Это уже не герои из сказок, которые помогают развивать фантазию, воображение, а некая данность, присутствующая в жизни ребенка сама по себе.

Впрочем, легче перечислить те недостатки, которые возникают при чрезмерном использовании гаджетов в развитии ребенка. Советуем обратить на них внимание, так как эти первые «звоночки» грозят перерасти в серьезные проблемы.

Замкнутость и сужение круга занятий в итоге грозят потерей интереса к окружающему миру, жизни, среде обитания, процессу обучения

  • Что касается сна, то и здесь будут проблемы: с одной стороны ,приятно как можно дольше находится в потоке событий и захватывающей информации, с другой — при отсутствии переключения видов деятельности, мозг практически не отдыхает
  • Детская психика очень подвижная, поэтому эмоциональные переживания в ходе компьютерных игр будут ее невольно расшатывать. К тому же, может появиться агрессия по отношению к близким, которым такой «перегиб» в общении с компьютером вряд ли понравится
  • Компьютерная зависимость, как правило, сопровождается еще и отсутствием аппетита

Практика лечения подобных расстройств позволила создать классификацию стадий этого заболевания. Они различаются по степени компьютерной зависимости, которая становится соизмерима с алкогольной и наркотической зависимостью.

Развитие ребенка. С компьютером и без

Развитие ребенка. С компьютером и без

Вспомним детство и развитие ребенка в пору, когда компьютеров еще в нашем обиходе не было. С момента рождения и до полутора лет ребенок воспитывается всей семьей, осваивает жилое пространство ползая по полу, сидя в манеже или из коляски, гуляя на улице. Он познает материальный мир не только через созерцание, но и чисто физически, через органы чувств. Далее до 3-х лет он гуляет за ручку, играет на детской площадке, общается со сверстниками, радиус его активности постепенно увеличивается.

С 3-х до 5-ти, помимо игр, у ребенка появляются первые обязанности по дому. Процесс познания проходит весьма активно: ребенок гоняет мяч, ездит на велосипеде, ходит в кружки и дошкольные учреждения. Развитие ребенка происходит при напряжении душевных и физических сил. Он учится жизни на конкретных примерах, у него уже есть свои «любимые места», по которым он путешествует.

Картина детства современного ребенка отличается большей пассивностью действий. Момент созерцания и впитывания информации растянулся и стал обрастать удобными гаджетами с самого раннего возраста. Игрушки и книжки стали другими, с 3-х лет ребенку можно уже вручить телефон или планшет, и тем самым «заполнить» моменты ожидания в поездках, магазинах, поликлинике и т. д.

К тому же у взрослых появляется момент передышки и прекрасные способы поощрить, сделать подарок, стимулировать хорошее поведение ребенка. Мы даем образование, заботимся о здоровье, стараемся окружить детей красивыми вещами, но при этом из-за вечной занятости сокращаем момент общения.

Ввести в обучение и развитие ребенка элемент «собственного примера» и участия тоже удается довольно редко, гораздо удобнее перепоручить эту функцию «умному» гаджету. Да, современный мир тороплив, время сжимается, а круг обязанностей только растет. В итоге взрослые сами запускают у ребенка тот «механизм» привыканий и зависимостей, с которым в будущем придется бороться.

Альтернатива компьютерной привязанности должна быть настолько яркой и желаемой, чтобы ребенок сам захотел разнообразить свою жизнь. Придется научить ребенка играть, гулять, общаться, читать, готовить еду, покупать продукты… Занятия должны быть разными и близкими детям по духу. Чем больше возможностей нашего мира вы им покажете, тем легче будет проходить их отвыкание от основного и любимого занятия — общения с компьютером, а вместе с ним и от «идеальной» виртуальной жизни.

Психическое развитие ребенка. Симптомы зависимости

Психическое развитие ребенка. Симптомы зависимости

Определить компьютерную зависимость как заболевание довольно сложно. Главная опасность компьютерной зависимости заключается в том, что чаще всего она возникает на самом сложном этапе развития ребенка, когда его психика только начинает оформляться (с 3-х до 5-ти лет) и наиболее подвержена воздействию зависимости.

Что касается симптомов компьютерной зависимости, то по своим признакам они делятся на психические и физические.

К недостаткам психического развития ребенка можно отнести следующие:

  • Утрату концентрации внимания, проблемы с памятью
  • Потерю контроля времени, проведенного за компьютером, и самообман по этому поводу
  • Замену реальных социальных связей на хождение по соцсетям и чатам
  • Невыполнение данных обещаний и нежелание делать что-либо помимо любимого проживания за компьютером. Отсюда и утрата интереса к своей внешности, к общению с друзьями, социальной жизни
  • Перепады настроения, раздражительность, доходящая до агрессии

Физические признаки компьютерной зависимости можно назвать последствием длительного нахождения перед монитором. В числе основных:

  • Ухудшение зрения, синдром «сухого глаза»
  • Нарушение осанки и опорно-двигательной системы
  • Проблемы с пищеварительной системой, желудочно-кишечным трактом из-за несоблюдения режима приема пищи и малоподвижного образа жизни
  • Хроническая усталость от перенапряжения и недосыпания

Многие из этих признаков присущи не только для компьютерно зависимых, но и для тех, кто в силу своей деятельности вынужден проводить много времени перед монитором. Вмешательство гаджетов в психическое развитие ребенка, как правило, носит добровольный характер, поэтому избавиться от их воздействия по-хорошему довольно проблематично.

Существует еще один вид зависимости — интернет-зависимость, со своим набором признаков. В их числе:

  • Просиживание в интернете длительного времени в ущерб здоровью и комфортному существованию
  • Втягивание во всемирную паутину с помощью навязчивых приемов: сенсационных сообщений, розыгрышей, призов и т. п.
  • Проведение длительного времени в чатах и социальных сетях
  • Привязанность к электронной почте и скайпу
  • Потребность в постоянной «информационной» подпитке

Все это вполне доступно детям, и по-своему влияет на психическое развитие ребенка.

Социальное развитие ребен