03.04.2016 7797

Компьютерная зависимость – бич современного ребенка

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Мы можем с ностальгией вспоминать времена, когда в некоторых семьях отсутствовал не только компьютер, но и телевизор, и дети проводили много времени на улице, играя в прятки и футбол. Не останавливаясь на достоинствах интернета, попробуем разобраться в крайней ситуации, когда ребенок переходит грань разумного и «с головой» погружается в иллюзорный мир. Что делать, если ребенок или подросток уже не контролирует себя, и жертвует не только досугом, но и школьными и домашними делами ради компьютерного времени – узнаем, послушав мнение профессионалов.

Высокая ценность живого общения

Компьютер как способ проведения досуга не должен стать единственным и неповторимым. Пока ребенок не разучился приставать к маме с папой с вопросом «А почему?» и просьбой «Поиграй со мной», надо с ним играть и общаться. Когда к нему приходят гости – учить играть в живые игры. Хорошо установить в доме правило: когда вы собираетесь вместе, никаких отлучений «в контакт» или «проверить цветы на ферме» быть не должно. Только экстренные звонки. Должен выстраиваться приоритет в пользу реального общения и дружбы. Может быть, сначала детям будет даже скучно. Но через какое-то время ребенок поймет, что никакое виртуальное общение не заменит приятные моменты истинной дружбы, а тем более – семейных ценностей.

8.jpg

Учимся обсуждать актуальные вопросы

Дети постарше много времени проводят в социальных сетях, где не только общаются, но и смотрят различного рода видеоклипы, в том числе отнюдь не безобидные «видюшки» про издевательства над кем-то, или шовинистические идеи и прочее. Чтобы, с одной стороны, приучить ребенка анализировать поступающую информацию, сделать собственные выводы и, с другой – запомнить ее, следует не бояться обсуждать с ребенком громкие дела, национальные конфликты, а также вопрос личной ответственности за поведение твоей компании, рекомендует педагог Ирина Лукьянова.

Это гнетущее слово «зависимость»

Можно слышать мнение о том, что интернет для подростка является площадкой для отработки навыков общения. Говорить о зависимости можно, когда без этой «площадки» человек чувствует пустоту, он мрачен и депрессивен, а получив доступ к заветной сети – счастлив до эйфории.

Многочисленные исследования утверждают, что чем лучше у ребенка отношения с родителями и сверстниками, тем уровень компьютерной зависимости будет ниже. В тоже время, стоит учитывать тот факт, что к формированию зависимости более склонны агрессивные дети, тревожные, социально неуспешные, пережившие тяжелый стресс. В данном случае не поможет простое ограничение компьютерного времени и может потребоваться помощь квалифицированного специалиста: психолога или психотерапевта.

Комментарии экспертов

Усик Мария Андреевна, психолог психологического центра «Индивидуализация», г. Санкт-Петербург

Начну с того, что любое зависимое поведение имеет в своем корне дисбаланс в детско-родительских отношениях. Это может привести к любой форме патологической привязанности: например, к зависимости от еды или острых ощущений. Тяга к компьютеру сравнительно «молодая» и наиболее актуальна в детском и подростковом возрасте. Сюда можно отнести влечение к социальным сетям и компьютерным играм.

Известно, что поддержка, эмоциональная теплота и принятие родителями, особенно в раннем возрасте, – это важный внутренний ресурс, который дает нам силы справляться со стрессами и легче переживать трудные жизненные ситуации. Ребенок, предрасположенный к ведомому поведению, столкнувшись с чувством незащищенности, с разного рода трудностями (которых в период становления личности немало), решает уйти в виртуальное пространство. Отчужденность родителей, их вечная занятость и отсутствие поддержки осложняют ситуацию.

Маленький ребенок, который открывает мир планшетов, смартфонов и компьютеров, попадает просто в сказку наяву. Он может управлять этим виртуальным миром нажатием кнопки, выбирать любые мультики, переключаться от одной игры к другой. Это завораживает и затягивает. Появляется иллюзия вседозволенности и абсолютного превосходства: можно все сделать, победить и совершить. И, конечно, этот волшебный мир всегда будет тихой гаванью в мире сложностей при отсутствии альтернатив.

Что могут сделать родители, заметив, что ребенок много времени проводит в планшете или смартфоне?

Во-первых, отдавать себе отчёт в том, что ребенок не может и не должен сам контролировать время взаимодействия с гаджетами и компьютером, необходимо четко нормировать это время. Во-вторых, не предлагать ребенку планшет при любой ситуации, когда его нужно занять. Время в долгой дороге или очереди можно использовать для вербальных игр, рассказывания историй или просто для возможности ребенку научиться занимать себя самостоятельно. Пересмотрите ваши отношения с уже подросшим ребенком. Несмотря на то, что в подростковом возрасте дети закрываются и отдаляются от родителей, им всё равно важны их поддержка и понимание.

Артем Толоконин, психолог-психотерапевт.jpgАртем Толоконин, психолог-психотерапевт, кандидат медицинских наук, создатель Центра Семейной Психологии и Психотерапии

Давайте сначала определимся, а есть ли действительно зависимость? Не стоит расценивать как патологию ситуацию, когда ребенок просто проводит много времени за компьютером. Надо понимать, что зависимость – это качественно другое состояние, нежели просто увлечение. Я бы выделил 3 основных стадии так называемой «компьютерной зависимости»:

Первая стадия – легкая. Это по сути даже не зависимость. Просто ребенок заменяет компьютером какой-то утраченный интерес. Например, он занимался каратэ, а секция закрылась, – время освободилось, и он заменяет его сидением за компьютером. Эта проблема легко решается, если предло