Проблема правильного воспитания детей является такой же древней, как и сам мир. Это непростая задача, которую каждая семья решает по-своему. Вместе с тем существуют определенные приоритетные методики, которые менялись и продолжают меняться на каждом новом этапе развития человечества. Еще совсем недавно, например, основным и при этом самым эффективным способом воспитать дисциплинированного человека считались телесные наказания.
Потом маятник качнулся в другую, кардинально противоположную, сторону: эксперты по воспитанию стали пропагандировать, что ни в коем случае нельзя давить на психику ребёнка, а потому главным трендом в этой области стала вседозволенность. Считалось, что малышу надо все позволять, не наказывать за проказы, и тогда из него самостоятельно сформируется маленькая независимая и гармоничная личность.
Зачастую родители, стремящиеся правильно воспитать своего ребёнка, при знакомстве с новаторскими теориями только сильнее теряются и не понимают, как определиться с линией собственного поведения.
Если же прислушаться к профессиональным детским психологам классической школы, то они указывают на три основных воспитательных метода, который, как правило, используются и в современных семьях. Правда, при этом взрослые порой добиваются прямо противоположного результата, вместо ожидаемого. Так что родителям следует заранее оценить возможные последствия, прежде чем ориентироваться на какой-то определенный стиль поведения.
К чему может привести диктатура родителей
Этот метод воспитания основан на власти взрослых, которые убеждены, что всегда и во всем правы. Эту методу часто называют авторитарной или диктаторской. Главная ее суть – полное и беспрекословное подчинение ребёнка требованиям родителей.
Данный психологический метод применять проще всего. Взрослые в семье устанавливают свои жесткие правила, за отступление от которых ребёнка ждет суровое наказание, вплоть до физического воздействия. Раньше подобная система воспитания внедрялась наиболее часто. Как на это реагировала психика ребёнка – никого не интересовало. Просто потому, что его чувства, эмоции и личное мнение полностью игнорировались.
Такой метод применяется некоторыми взрослыми и в современных семьях. При этом они часто руководствуются самыми благими побуждениями, так как считают, что имеют жизненный опыт, а потому лучше знают, что и как должен делать их ребёнок. Но последствия подобных отношений в семье могут быть самыми неожиданными.
Дети, как правило, рано или поздно начинают бунтовать против тоталитарной системы и бесконечного давления. Если этого не происходит, и ребёнок смирился со своим вечно подчиненным положением, то вырастает он обычно пассивным, безвольным, с заниженной самооценкой и многочисленными комплексами. Он привыкает к подчинению и к тому, что за него все решает кто-то другой.
При таком подходе внутри семьи обычно устанавливаются, в лучшем случае, довольно прохладные отношения, без эмоциональной теплоты и взаимопонимания между родными людьми. В худшем случае семья становится подобна полю боя, где поколения отцов и детей испытывают друг к другу враждебность, неприязнь, а иногда и настоящую ненависть. Повзрослев и став самостоятельным, ребёнок старается покинуть такую семью как можно раньше, чтобы больше никогда в нее не возвращаться.
Когда детям ни в чем не отказывают
Это противоположная ситуация. В таких семьях верховодят, напротив, сами дети. Абсолютно все происходящее подчинено их желаниям и требованиям. Мамы и папы ни в чем им не противоречат, смиряя свои собственные потребности и чувства ради удовлетворения любых прихотей ребёнка.
Родители готовы всегда и во всем уступать, лишь бы не расстроить, не обидеть и не вступить в конфликт с ребёнком. Иногда это идет от слепой и всепоглощающей родительской любви, а иногда это прямой результат следования модным теориям, согласно которым ребёнку нужно ни в чем не отказывать и никак не ограничивать. Но полученные в итоге результаты могут быть плачевными. И в первую очередь для самого ребёнка.
- Он утрачивает главную жизненную опору, поскольку на первых годах жизни родители – это его главный и порой единственный авторитет. Но первооснова исчезает, когда взрослые своими руками рушат собственный авторитет.
- Психика ребёнка не выдерживает такой свободы. Он меняется не в лучшую сторону и становится искусным манипулятором: добивается выполнения любых своих желаний путем крика, плача или психологического давления.
- У ребёнка формируются те черты характера, которые в будущем сделают крайне сложным его общение с другими детьми и взрослыми. Он становится эгоистичным, заносчивым, капризным, имеет завышенную самооценку.
При этом его социализация в обществе будет чрезвычайно затруднена. Возникнут и проблемы с учебой. Если родители не являются для подростка авторитетом, то он точно так же будет относиться и к педагогам. Но тут капризы уже не помогут добиться хороших оценок. Чем старше будет становиться ребёнок, тем сложнее станут и отношения в семье.
Какой метод воспитания оптимален для психики ребёнка
Дети чутко откликаются на конструктивный диалог и спокойное доброжелательное общение. В этой ситуации они проявляют свое искреннее желание сотрудничать с родителями, находить какие-то совместные решения возникающих проблем. Ребёнок видит заинтересованность взрослых и в то же время не чувствует ограничения или подавление собственных интересов.
Для психики ребёнка такие условия – самый простой способ приспособиться к необходимости следовать определенным правилам. Сохраняется и авторитет взрослых: вначале мамы и папы, а затем и учителей в школе, который становится опорой для дальнейшего развития. Ведь ребёнок понимает, что может рассчитывать на помощь, а не на давление и запугивание.
Такой подход формирует самостоятельность без вседозволенности, самоконтроль, адекватную оценку своего поведения, умение находить правильный выход в непростых ситуациях.
Ребёнок не боится выразить свои эмоции, а взрослые, в свою очередь, адекватно реагируют на это. Это значительно смягчает обстановку в семье, даже если в ней вдруг случаются сложные конфликтные ситуации.