«А полы тебе помыть не нужно?», — крикнул герой известного фильма сотруднице, беззастенчиво пользовавшейся его безотказностью, и в то же время пытавшейся вызвать у него чувство вины. Как научиться отказывать людям, не испортив с ними отношения, расскажем в этой статье.
Вредная сила привычки всем помогать
Всем нам приходится строить отношения в социуме. У каждого человека время от времени возникают проблемы. И все мы приходим друг другу на помощь по той простой причине, что мы, прежде всего, люди. Но всегда ли и всем ли нужно помогать? Ведь безотказный человек нередко рискует попасть в настоящее рабство к манипуляторам, если те поймут, что всегда можно рассчитывать на его помощь. И тогда человек понимает, что уже не живет своей жизнью, а просто в силу привычки растрачивает ее на выполнение чьих-то поручений. Он злится на себя за бесхарактерность, обвиняет в неспособности отказывать другим в помощи и чувствует при этом постоянный психологический дискомфорт. Так может, стоит отказаться от привычки помогать всем и всегда, и научиться наконец говорить «нет»?
Отношения с манипуляторами
Иногда человек действительно попадает в трудную ситуацию и нуждается в помощи. Тем не менее, действовать всегда следует в соответствии с обстоятельствами. Потому как всегда найдутся люди, которые охотно воспользуются безотказностью другого человека. Как правило, таким персонажам эта помощь не особенно и нужна. Но зачем делать все самому, если можно переложить это на плечи другого человека?
Любителями сидеть на шее часто становятся родственники, друзья или коллеги. Например, внучка постоянно просит свою бабушку посидеть с ее детьми, не боясь испортить с ней отношения и совершенно искренне полагая, что той в жизни уже больше ничего не нужно. Или, к примеру, если коллега живет одна, то можно дать ей отпуск в самое непривлекательное время года, например, поздней осенью. А зачем ей летом? Ей же не нужно везти детей к морю?
Если у человека, выслушивающего очередную просьбу, появляется мысль о том, что его используют, то, скорее всего, он имеет дело с манипулятором. По сути, эти люди нарушают личностные границы, и именно поэтому у человека появляется желание ответить им отказом. Кстати, заметьте, что со своими просьбами манипуляторы, как правило, обращаются к людям, не имеющим привычки отказывать.
Проблема из детства: почему человек не может отказывать?
Наверное, каждый человек с самого детства ищет любви и одобрения, потому что это очень важно для него. Он старается вести себя так, чтобы заслужить похвалу родителей. В школе стремится выглядеть крутым в лице одноклассников. А вырастая, пытается заслужить уважение начальства и коллег. Ведь так приятно быть хорошим, востребованным на работе, чувствовать, что кому-то нужен. Иногда такая сила привычки приводит к тому, что человек просто боится говорить: «нет». Он боится, что на него обидятся, опасается заслужить неодобрение, не желает портить отношения, боится, что не сможет потом обратиться с ответной просьбой и так далее. А если с просьбой обращаются близкие люди или начальство, то отказать вообще трудно. И все-таки следует этому научиться.
Негативные эмоции: чем грозит безотказность?
Человек, не умеющий отказывать, рано или поздно начинает понимать, что его бессовестно используют. Кроме того, ему не хватает времени на то, чтобы жить собственной жизнью. Получается, что его собственные интересы отодвигаются на второй план, в то время как он сам весьма эффективно облегчает чужую жизнь.
Следующий неприятный момент в том, что сила привычки помогать всем и всегда в определенном смысле развращает окружающих, для которых такие потребительские отношения становятся нормой. Поэтому они без зазрения совести будут вновь и вновь обращаться с просьбами, уже воспринимая саму помощь не как оказанную услугу, а как что-то само собой разумеющееся. Поэтому стоит ли удивляться, когда человек, потративший свои силы и время, отказавшись от собственных дел, и получивший массу негативных эмоций, не получит даже благодарности? Так, может, пора уже отказаться от роли жертвы и начать ценить собственную жизнь, заявив окружающим о наличии своих интересов? Если так, тогда давайте учиться отказывать.
Как избавиться от привычки всем помогать?
Чтобы научиться говорить «нет» в ответ на нежелательные просьбы, в первую очередь следует понять, что каждый человек имеет право отказывать и распоряжаться своим временем по собственному усмотрению.
Сначала придется нелегко, поэтому начать следует с малого, то есть отвечать отказом на незначительные просьбы. Например, если позвонили с рекламным предложением, можно вежливо прервать речь говорящего, сославшись на отсутствие интереса к рекламируемому объекту. Или отказаться от социального опроса, который часто проводят прямо на улицах города. Потом можно отказать приятельнице, предложившей поболтать часок-другой, сославшись на занятость.
Идем дальше. Прежде, чем положительно или отрицательно ответить на очередную просьбу, следует проанализировать ситуацию — действительно ли этот человек нуждается в помощи, помогает ли он сам другим людям, приходилось ли обращаться к нему за помощью лично вам? Ведь вполне может оказаться, что он не принимает во внимание ничьи интересы, кроме своих.
Если принято решение ответить на просьбу отказом, то сначала имеет смысл высказать собеседнику свое мнение по поводу его проблемы и способах ее решения. А потом уже можно вежливо отказаться от выполнения просьбы, твердо и уверенно произнеся: «нет». Этот момент очень важен. Если у человека нет привычки отказывать твердо и бесповоротно, манипулятор поймет, что можно надавить.
Объясните просящему, почему отказываете ему в помощи и предложите свой вариант решения проблемы. Таким образом можно проявить участие и не выглядеть равнодушным. Кстати, не исключено, что просящему может понравиться полученное предложение.
И не нужно бояться вызвать у кого-то негативные эмоции. Человек не может нравиться абсолютно всем. Испортились отношения с просителем? Тоже не беда. Тот, кто любит по-настоящему, всегда будет рядом вне зависимости от того, смог человек выполнить его просьбу или нет.