Педагогическая запущенность: как воспитывать ребенка?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Чаще всего, термин «педагогическая запущенность» родители слышат от учителей, когда ребёнок обучается в первом классе. Педагоги делают неутешительный вывод о развитии ученика, подвергая сомнению уровень его интеллектуального развития и навыков, отвечающих за обучаемость. Можно ли ребёнка, который считается педагогически запущенным, «подтянуть» до того уровня развития, при котором он сможет получать знания наравне со сверстниками и быть успешным в школе? По каким признакам специалисты отмечают педагогическую запущенность?

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

«Запущенные» дети — какие они?

«Запущенные» дети — какие они?

Некоторые считают, что, так можно назвать того ребёнка, семья которого является неблагополучной, родители злоупотребляют алкоголем, не занимаются воспитанием. Иногда ребёнок является запущенным и в тех случаях, когда у него есть и мать и отец, и даже бабушки с дедушками, однако, он, также, как дети из социально неблагополучных семей, не обладает навыками обучаемости, не знает элементарных вещей, имеет признаки общего недоразвития. При этом, у него нет органических повреждений мозга и отставания в интеллектуальном развитии.

Случай из практики.

На прием привели ребёнка 7 лет. Мальчик, обучаясь в школе, столкнулся с серьезными проблемами — он совсем не усваивал программу, не понимал заданий, не выполнял инструкций педагога. Учителя и завуч школы рекомендовали родителям ребёнка обратиться на медико-психологическую комиссию, с целью перевести сына на индивидуальное обучение или в специальную школу, так как он не справляется со школьной программой в силу интеллектуального недоразвития. Диагностические исследования, проведенные с ребёнком, показали, что, он не имеет серьезных проблем с мышлением. Его познавательная система также находилась в норме, однако, в школе он демонстрировал такие признаки в поведении, что ни у кого не оставалось сомнений в его неспособности учиться. Во время консультации с родителями выяснилось, что, они не занимались воспитанием ребёнка специально — не учили читать, писать, считать, потому что на это не хватало времени. Ребёнок не ходил в детский сад, дома оставался с бабушкой, которая не была заинтересована в том, чтобы заниматься с внуком. Так, до поступления в школу, он проводил время в подвижных и компьютерных играх и на улице. Кроме этого, родители никогда не считали важным что-то запрещать ему, наказывать. Им легче было исправить его ошибки самостоятельно, чем объяснять, в чем он не прав. Педагогическая запущенность, в данном случае, оказалась на лицо. Родителям был предложен ряд коррекционно-развивающих занятий со школьником, во время которых он привыкал к режиму дня, учился брать на себя ответственность, слушать старших, слышать слово «нет». Мать и отец дома, также, должны были поменять свое отношение к сыну — заниматься с ним так, чтобы он почувствовал интерес к разным упражнениям и играм, мог выполнять что-то самостоятельно и получал за это поощрение, привыкал к тому, что есть дела, за которые он в ответе.​

Если воспитанием ребёнка не заниматься, предоставив ему самостоятельно взрослеть и развиваться, он вырастет так, как получится — это случилось в семье из приведенного примера. Это не значит, что, детей нужно постоянно критиковать и заставлять делать то, что они не хотят. Однако, если родители желают, чтобы они выросли людьми с хорошей социальной адаптацией, умели мыслить критически, пользовались логикой, нужно заниматься воспитанием — тренировать интеллект, прививать любовь к познанию мира, воспитывать интерес к науке, передавать ответственность, учить проживать отрицательный жизненный опыт, который важен не меньше, чем положительный.

В чем отклонения у ребёнка?

Как отличить педагогическую запущенность от низкого уровня интеллектуального развития?

В первом случае ребёнок обладает следующими характеристиками:

  • необразованность, невоспитанность;
  • отставание от своих возможностей и возрастных норм;
  • лень, отсутствие воли;
  • постоянная рассеянность, забывчивость;
  • непонимание правила в коллективной игре со сверстниками;
  • тяга к простейшим играм и предметам;
  • неуверенность, внушаемость;
  • отсутствие организованности;
  • страх любой активной деятельности;
  • низкая успеваемость;
  • грубость как защитная реакция в ответ на критику;
  • трусливость, безволие, позже — вредные привычки.

Так, видимое отставание в развитии у детей с педагогической запущенностью проявляется на поведенческом уровне и они способны учиться хорошо и даже отлично, если правильно воспитывать и развивать их. Ребёнок с интеллектуальными нарушениями, задержкой психического развития, такой возможностью не обладает. Он:

  • может иметь серьезные нарушения речи;
  • быстро устает от деятельности или учебы;
  • плохо понимает обращенную к нему речь;
  • не может научиться простым вещам и навыкам;
  • не испытывает интереса играть в игры и не умеет этого делать;
  • страдает от слабого уровня памяти, мышления, восприятия;
  • не способен усваивать учебный материал;
  • обладает одним или несколькими диагнозами со стороны центральной нервной системы.

Как родители формируют педагогическую запущенность?

Как родители формируют педагогическую запущенность?

Дети не рождаются педагогически запущенными. В результате родовой травмы или инфекции, у них могут наблюдаться нарушения в психическом развитии, однако то, что ребёнок, здоровый по всем медицинским показателям, не обладает навыками обучения в школе, зависит от системы воспитания в семье и отношения родителей. Ошибки матери и отца, которые могут привести к запущенности:

  • отсутствие единой линии воспитания;
  • гиперопека;
  • жестокое отношение;
  • попустительство;
  • привычка все делать за ребёнка;
  • равнодушие к детям;
  • асоциальное поведение родителей;
  • «недетские» условия жизни — например, когда ребёнку с малых лет приходится выполнять обязанности взрослого и так далее.

Работа психолога с детьми и родителями

Как может специалист помочь ребёнку с педагогической запущенностью?

Вначале он составляет список рекомендаций родителям — как следует воспитывать ребёнка и относиться к нему. Для того, чтобы дети приняли новые условия жизни и могли меняться в них, должно пройти немало времени — от полугода и больше. Работа психолога с ребёнком без помощи родителей — бесполезна.

Дети должны подружиться с трудовой деятельностью. Как правило, они привыкают к тому, что им достается все очень легко и быстро, или не достается ничего. Привыкнуть к порядку и организованности — одна из задач для ребёнка на психокоррекционных занятиях.

Дети должны получать развитие, соответствующее их возрасту, это значит, большинство игрушек следует выбросить, заменив их другими.

Ребёнок привыкает к тому, что, у него есть четкий режим дня, дела, за которые он несет ответственность.

Первое время, дети могут не реагировать на новые жизненные условия и даже сопротивляться им, однако позже природа, интерес и любопытство все равно возьмут верх, если у ребёнка нет проблем с психическим развитием, а наблюдаются лишь поведенческие отклонения. Чем раньше родители обратятся за помощью к психологу, тем легче и быстрее ребёнок станет развиваться наравне со сверстниками, осознает свои способности и станет применять их.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Вооружен до зубов: 9 гаджетов для здоровья зубов и десен

Какие гаджеты помогут сохранить здоровье зубов и красоту улыбки? Топ лучших для домашнего применения.

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 15.05.2019 12:29, обновлено 17.04.2020 18:12
Рейтинг статьи:
4,4

Читайте также

Воспитание детей: как сделать его радостным?
Можно ли воспитывать детей легко и радостно? Секреты позитивного воспитания.
Как научить детей не перебивать взрослых: советы родителям
Как приучить детей не вмешиваться в разговоры взрослых? Чтобы закрепить навык нужно терпение и любовь.
Уроки личной безопасности для ребенка
Как должен действовать ребенок в случае навязчивых проявлений внимания со стороны незнакомых людей?
Как научить ребенка тратить деньги: советы родителям
Научить ребенка правильно тратить деньги поможет пример родителей и их правильный подход к финансам семьи.
Особенности воспитания детей во Франции
Французский подход к воспитанию детей нельзя назвать идеальным, но все же в нем есть немало полезных нюансов.
Как приучить ребенка заботиться об окружающей среде
Что рассказать ребенку о планете и ее ресурсах? Почему так важно бережно относиться к природе и ее обитателям?