Педагогическая запущенность: как воспитывать ребенка?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Чаще всего, термин «педагогическая запущенность» родители слышат от учителей, когда ребёнок обучается в первом классе. Педагоги делают неутешительный вывод о развитии ученика, подвергая сомнению уровень его интеллектуального развития и навыков, отвечающих за обучаемость. Можно ли ребёнка, который считается педагогически запущенным, «подтянуть» до того уровня развития, при котором он сможет получать знания наравне со сверстниками и быть успешным в школе? По каким признакам специалисты отмечают педагогическую запущенность?

Как бороться с частыми обострениями герпеса

От частых рецидивов к долгой ремиссии: что действительно помогает в борьбе с герпесом

«Запущенные» дети — какие они?

«Запущенные» дети — какие они?

Некоторые считают, что, так можно назвать того ребёнка, семья которого является неблагополучной, родители злоупотребляют алкоголем, не занимаются воспитанием. Иногда ребёнок является запущенным и в тех случаях, когда у него есть и мать и отец, и даже бабушки с дедушками, однако, он, также, как дети из социально неблагополучных семей, не обладает навыками обучаемости, не знает элементарных вещей, имеет признаки общего недоразвития. При этом, у него нет органических повреждений мозга и отставания в интеллектуальном развитии.

Случай из практики.

На прием привели ребёнка 7 лет. Мальчик, обучаясь в школе, столкнулся с серьезными проблемами — он совсем не усваивал программу, не понимал заданий, не выполнял инструкций педагога. Учителя и завуч школы рекомендовали родителям ребёнка обратиться на медико-психологическую комиссию, с целью перевести сына на индивидуальное обучение или в специальную школу, так как он не справляется со школьной программой в силу интеллектуального недоразвития. Диагностические исследования, проведенные с ребёнком, показали, что, он не имеет серьезных проблем с мышлением. Его познавательная система также находилась в норме, однако, в школе он демонстрировал такие признаки в поведении, что ни у кого не оставалось сомнений в его неспособности учиться. Во время консультации с родителями выяснилось, что, они не занимались воспитанием ребёнка специально — не учили читать, писать, считать, потому что на это не хватало времени. Ребёнок не ходил в детский сад, дома оставался с бабушкой, которая не была заинтересована в том, чтобы заниматься с внуком. Так, до поступления в школу, он проводил время в подвижных и компьютерных играх и на улице. Кроме этого, родители никогда не считали важным что-то запрещать ему, наказывать. Им легче было исправить его ошибки самостоятельно, чем объяснять, в чем он не прав. Педагогическая запущенность, в данном случае, оказалась на лицо. Родителям был предложен ряд коррекционно-развивающих занятий со школьником, во время которых он привыкал к режиму дня, учился брать на себя ответственность, слушать старших, слышать слово «нет». Мать и отец дома, также, должны были поменять свое отношение к сыну — заниматься с ним так, чтобы он почувствовал интерес к разным упражнениям и играм, мог выполнять что-то самостоятельно и получал за это поощрение, привыкал к тому, что есть дела, за которые он в ответе.​

Если воспитанием ребёнка не заниматься, предоставив ему самостоятельно взрослеть и развиваться, он вырастет так, как получится — это случилось в семье из приведенного примера. Это не значит, что, детей нужно постоянно критиковать и заставлять делать то, что они не хотят. Однако, если родители желают, чтобы они выросли людьми с хорошей социальной адаптацией, умели мыслить критически, пользовались логикой, нужно заниматься воспитанием — тренировать интеллект, прививать любовь к познанию мира, воспитывать интерес к науке, передавать ответственность, учить проживать отрицательный жизненный опыт, который важен не меньше, чем положительный.

В чем отклонения у ребёнка?

Как отличить педагогическую запущенность от низкого уровня интеллектуального развития?

В первом случае ребёнок обладает следующими характеристиками:

  • необразованность, невоспитанность;
  • отставание от своих возможностей и возрастных норм;
  • лень, отсутствие воли;
  • постоянная рассеянность, забывчивость;
  • непонимание правила в коллективной игре со сверстниками;
  • тяга к простейшим играм и предметам;
  • неуверенность, внушаемость;
  • отсутствие организованности;
  • страх любой активной деятельности;
  • низкая успеваемость;
  • грубость как защитная реакция в ответ на критику;
  • трусливость, безволие, позже — вредные привычки.

Так, видимое отставание в развитии у детей с педагогической запущенностью проявляется на поведенческом уровне и они способны учиться хорошо и даже отлично, если правильно воспитывать и развивать их. Ребёнок с интеллектуальными нарушениями, задержкой психического развития, такой возможностью не обладает. Он:

  • может иметь серьезные нарушения речи;
  • быстро устает от деятельности или учебы;
  • плохо понимает обращенную к нему речь;
  • не может научиться простым вещам и навыкам;
  • не испытывает интереса играть в игры и не умеет этого делать;
  • страдает от слабого уровня памяти, мышления, восприятия;
  • не способен усваивать учебный материал;
  • обладает одним или несколькими диагнозами со стороны центральной нервной системы.

Как родители формируют педагогическую запущенность?

Как родители формируют педагогическую запущенность?

Дети не рождаются педагогически запущенными. В результате родовой травмы или инфекции, у них могут наблюдаться нарушения в психическом развитии, однако то, что ребёнок, здоровый по всем медицинским показателям, не обладает навыками обучения в школе, зависит от системы воспитания в семье и отношения родителей. Ошибки матери и отца, которые могут привести к запущенности:

  • отсутствие единой линии воспитания;
  • гиперопека;
  • жестокое отношение;
  • попустительство;
  • привычка все делать за ребёнка;
  • равнодушие к детям;
  • асоциальное поведение родителей;
  • «недетские» условия жизни — например, когда ребёнку с малых лет приходится выполнять обязанности взрослого и так далее.

Работа психолога с детьми и родителями

Как может специалист помочь ребёнку с педагогической запущенностью?

Вначале он составляет список рекомендаций родителям — как следует воспитывать ребёнка и относиться к нему. Для того, чтобы дети приняли новые условия жизни и могли меняться в них, должно пройти немало времени — от полугода и больше. Работа психолога с ребёнком без помощи родителей — бесполезна.

Дети должны подружиться с трудовой деятельностью. Как правило, они привыкают к тому, что им достается все очень легко и быстро, или не достается ничего. Привыкнуть к порядку и организованности — одна из задач для ребёнка на психокоррекционных занятиях.

Дети должны получать развитие, соответствующее их возрасту, это значит, большинство игрушек следует выбросить, заменив их другими.

Ребёнок привыкает к тому, что, у него есть четкий режим дня, дела, за которые он несет ответственность.

Первое время, дети могут не реагировать на новые жизненные условия и даже сопротивляться им, однако позже природа, интерес и любопытство все равно возьмут верх, если у ребёнка нет проблем с психическим развитием, а наблюдаются лишь поведенческие отклонения. Чем раньше родители обратятся за помощью к психологу, тем легче и быстрее ребёнок станет развиваться наравне со сверстниками, осознает свои способности и станет применять их.

Читайте также

Педагогическая запущенность: «трудные» подростки
Подростковый возраст нередко называют трудным. Возможно ли справиться с педагогической запущенностью или же воспитательный момент упущен раз и навсегда?
В чем польза лепки для ребенка?
Чем полезны занятия лепкой с ребенком? Узнайте из этой статьи.
6 рецептов послушания детей
Что могут сделать родители, чтобы дети их слушались?
Невидимый враг дома: бытовая химия как причина ЗРР у детей
Причиной задержки речи у ребенка может быть использование бытовой химии.
Работа психолога с детьми группы риска: о чем необходимо знать
Работа психологов с детьми из групп риска: как выстраивается взаимодействие с ребёнком и родителями, какие подходы применяются?
Как победить лень у детей: советы родителям
Борьба с ленью, в том числе и детской, требует терпения и усилий как со стороны взрослых, так и детей.
Опубликовано 15.05.2019 12:29, обновлено 17.04.2020 18:12
Рейтинг статьи:
4,4

Использованные источники

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Как бороться с частыми обострениями герпеса

От частых рецидивов к долгой ремиссии: что действительно помогает в борьбе с герпесом

Экспертное руководство: как выбрать пробиотики, чтобы они действительно работали

Доказано наукой: почему пробиотики вам не помогают и какие штаммы действительно работают.

Смесь для питания ребёнка и запоры: есть ли связь?

Лучшая смесь от запоров у ребёнка: какая она? Разбираемся в проблемах с пищеварением.

Регресс сна у детей: возрастные кризисы сна у малышей и как с ними справляться

Почему ребёнок стал чаще просыпаться и хуже спать: проблемы возрастных нарушений сна.

Режим дня грудничка

Режим дня грудничка зависит от его физиологических потребностей. Знание этой особенности позволит маме подстроиться под режим дня малыша с максимальным комфортом для себя.

Как понять, подходит ли смесь малышу на искусственном вскармливании?

Малыш с удовольствием пьет смесь: но хорошо ли она влияет на его здоровье? 5 признаков неподходящей смеси.

Дыхание новорожденного ребенка: норма и отклонения

Маленькие дети дышат практически бесшумно, но любые проблемы дыхания у них гораздо опаснее, чем у взрослых.

Особенности диеты при метеоризме

Как организовать свое питание, чтобы справиться с вздутием живота?

Красный дрожжевой рис и холестерин: что говорит наука

Спойлер: действующее вещество работает, а вот помогут ли БАДы – большой вопрос.

Занятия спортом во время месячных: советы и рекомендации экспертов

Можно ли заниматься спортом во время менструации? Эксперты рассказывают, как сделать тренировки во время месячных безопасными и комфортными.

Как правильно перевязать рану: основные моменты

Какие правила нужно соблюдать при обработке раны?

Питание для здоровья: что едят долгожители

Все хотят жить долго. Но никто не хочет жить скромно, отказываясь от таких приятных удовольствий!

Колики у грудничка: почему болит животик?

Пройдите простой онлайн-тест, чтобы выявить вероятность колик у вашего малыша

Ретинол в уходе за кожей: хорошо или плохо?

Чем грозит бесконтрольное использование косметики с ретиноидами в процессе ухода за кожей?

Все о простатите: причины, симптомы, профилактика

Одна из самых грозных мужских болезней, простатит, сегодня диагностируется все чаще. Как ее вовремя распознать и можно ли избежать вообще?

Какие продукты питания полезны для печени?

Роль печени трудно переоценить, но есть ли способы улучшить ее работу? Помогут в этом особые продукты питания с очищающими и восстанавливающими свойствами.

Диета при больной печени: что можно, а что нельзя?

Диета – залог успешного лечения болезней печени. Что она под собой подразумевает?

Мужское бесплодие

Согласно знаменитой поговорке, каждый мужчина обязан посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Но заветным планам может помешать опасная болезнь – бесплодие.

Как стареет кожа: 4 типа старения лица

Ответьте на вопросы теста и узнайте настоящий возраст и тип старения вашей кожи

Умная стирка: проверьте, правильно ли вы стираете и как сделать стирку легче, а вещи — чище

От новичка до профи: как стирать, чтобы не портить вещи и настроение?

Иммунодиетология — не для всех, а только для вас

Индивидуальная диета по анализу крови на антитела: объясняем, как работает иммунодиетология