Чаще всего, термин «педагогическая запущенность» родители слышат от учителей, когда ребёнок обучается в первом классе. Педагоги делают неутешительный вывод о развитии ученика, подвергая сомнению уровень его интеллектуального развития и навыков, отвечающих за обучаемость. Можно ли ребёнка, который считается педагогически запущенным, «подтянуть» до того уровня развития, при котором он сможет получать знания наравне со сверстниками и быть успешным в школе? По каким признакам специалисты отмечают педагогическую запущенность?
«Запущенные» дети — какие они?
Некоторые считают, что, так можно назвать того ребёнка, семья которого является неблагополучной, родители злоупотребляют алкоголем, не занимаются воспитанием. Иногда ребёнок является запущенным и в тех случаях, когда у него есть и мать и отец, и даже бабушки с дедушками, однако, он, также, как дети из социально неблагополучных семей, не обладает навыками обучаемости, не знает элементарных вещей, имеет признаки общего недоразвития. При этом, у него нет органических повреждений мозга и отставания в интеллектуальном развитии.
На прием привели ребёнка 7 лет. Мальчик, обучаясь в школе, столкнулся с серьезными проблемами — он совсем не усваивал программу, не понимал заданий, не выполнял инструкций педагога. Учителя и завуч школы рекомендовали родителям ребёнка обратиться на медико-психологическую комиссию, с целью перевести сына на индивидуальное обучение или в специальную школу, так как он не справляется со школьной программой в силу интеллектуального недоразвития. Диагностические исследования, проведенные с ребёнком, показали, что, он не имеет серьезных проблем с мышлением. Его познавательная система также находилась в норме, однако, в школе он демонстрировал такие признаки в поведении, что ни у кого не оставалось сомнений в его неспособности учиться. Во время консультации с родителями выяснилось, что, они не занимались воспитанием ребёнка специально — не учили читать, писать, считать, потому что на это не хватало времени. Ребёнок не ходил в детский сад, дома оставался с бабушкой, которая не была заинтересована в том, чтобы заниматься с внуком. Так, до поступления в школу, он проводил время в подвижных и компьютерных играх и на улице. Кроме этого, родители никогда не считали важным что-то запрещать ему, наказывать. Им легче было исправить его ошибки самостоятельно, чем объяснять, в чем он не прав. Педагогическая запущенность, в данном случае, оказалась на лицо. Родителям был предложен ряд коррекционно-развивающих занятий со школьником, во время которых он привыкал к режиму дня, учился брать на себя ответственность, слушать старших, слышать слово «нет». Мать и отец дома, также, должны были поменять свое отношение к сыну — заниматься с ним так, чтобы он почувствовал интерес к разным упражнениям и играм, мог выполнять что-то самостоятельно и получал за это поощрение, привыкал к тому, что есть дела, за которые он в ответе.
Если воспитанием ребёнка не заниматься, предоставив ему самостоятельно взрослеть и развиваться, он вырастет так, как получится — это случилось в семье из приведенного примера. Это не значит, что, детей нужно постоянно критиковать и заставлять делать то, что они не хотят. Однако, если родители желают, чтобы они выросли людьми с хорошей социальной адаптацией, умели мыслить критически, пользовались логикой, нужно заниматься воспитанием — тренировать интеллект, прививать любовь к познанию мира, воспитывать интерес к науке, передавать ответственность, учить проживать отрицательный жизненный опыт, который важен не меньше, чем положительный.
В чем отклонения у ребёнка?
Как отличить педагогическую запущенность от низкого уровня интеллектуального развития?
В первом случае ребёнок обладает следующими характеристиками:
- необразованность, невоспитанность;
- отставание от своих возможностей и возрастных норм;
- лень, отсутствие воли;
- постоянная рассеянность, забывчивость;
- непонимание правила в коллективной игре со сверстниками;
- тяга к простейшим играм и предметам;
- неуверенность, внушаемость;
- отсутствие организованности;
- страх любой активной деятельности;
- низкая успеваемость;
- грубость как защитная реакция в ответ на критику;
- трусливость, безволие, позже — вредные привычки.
Так, видимое отставание в развитии у детей с педагогической запущенностью проявляется на поведенческом уровне и они способны учиться хорошо и даже отлично, если правильно воспитывать и развивать их. Ребёнок с интеллектуальными нарушениями, задержкой психического развития, такой возможностью не обладает. Он:
- может иметь серьезные нарушения речи;
- быстро устает от деятельности или учебы;
- плохо понимает обращенную к нему речь;
- не может научиться простым вещам и навыкам;
- не испытывает интереса играть в игры и не умеет этого делать;
- страдает от слабого уровня памяти, мышления, восприятия;
- не способен усваивать учебный материал;
- обладает одним или несколькими диагнозами со стороны центральной нервной системы.
Как родители формируют педагогическую запущенность?
Дети не рождаются педагогически запущенными. В результате родовой травмы или инфекции, у них могут наблюдаться нарушения в психическом развитии, однако то, что ребёнок, здоровый по всем медицинским показателям, не обладает навыками обучения в школе, зависит от системы воспитания в семье и отношения родителей. Ошибки матери и отца, которые могут привести к запущенности:
- отсутствие единой линии воспитания;
- гиперопека;
- жестокое отношение;
- попустительство;
- привычка все делать за ребёнка;
- равнодушие к детям;
- асоциальное поведение родителей;
- «недетские» условия жизни — например, когда ребёнку с малых лет приходится выполнять обязанности взрослого и так далее.
Работа психолога с детьми и родителями
Как может специалист помочь ребёнку с педагогической запущенностью?
Вначале он составляет список рекомендаций родителям — как следует воспитывать ребёнка и относиться к нему. Для того, чтобы дети приняли новые условия жизни и могли меняться в них, должно пройти немало времени — от полугода и больше. Работа психолога с ребёнком без помощи родителей — бесполезна.
Дети должны подружиться с трудовой деятельностью. Как правило, они привыкают к тому, что им достается все очень легко и быстро, или не достается ничего. Привыкнуть к порядку и организованности — одна из задач для ребёнка на психокоррекционных занятиях.
Дети должны получать развитие, соответствующее их возрасту, это значит, большинство игрушек следует выбросить, заменив их другими.
Ребёнок привыкает к тому, что, у него есть четкий режим дня, дела, за которые он несет ответственность.
Первое время, дети могут не реагировать на новые жизненные условия и даже сопротивляться им, однако позже природа, интерес и любопытство все равно возьмут верх, если у ребёнка нет проблем с психическим развитием, а наблюдаются лишь поведенческие отклонения. Чем раньше родители обратятся за помощью к психологу, тем легче и быстрее ребёнок станет развиваться наравне со сверстниками, осознает свои способности и станет применять их.