Практически каждый ребёнок за свою школьную жизнь может столкнуться с переходом в новый класс. Служит ли причиной переезд, сложная ситуация в предыдущей школе или же желание получить более специализированное образование в лицее, адаптация для школьника не всегда происходит легко и успешно, ведь он только учится строить отношения со сверстниками.
Ребёнок идет в новую школу
Когда принято решение о переходе в новый коллектив, нельзя игнорировать те сложности, с которыми может столкнуться ребёнок. И речь идет не только о привыкании: каждый человек обладает собственным характером, который может помочь или, наоборот, помешать установить отношения с новыми одноклассниками. Когда родители подают документы в учреждение, они обычно не задумываются о том, каким будет класс. Скорее спрашивают о классном руководителе, хотя знакомиться нужно со всеми сразу. Конечно, речь не идет о том, чтобы прийти вместе с ребёнком при всех учениках, хотя это в младших классах совсем не помешает, ведь он почувствует поддержку. Когда в новый класс переходит подросток, познакомиться с учителем вместе лучше заранее, но приводить «за руку» не стоит.
Оптимально начинать обучение в коллективе после каникул: тогда все школьники немного растеряны, вынуждены адаптироваться к режиму, вспоминать правила. Если попасть в класс в разгаре учебного года, адаптация может осложниться, ведь везде есть свои группы по интересам и характерам. После отдыха такие мини-коллективы иногда перестраиваются, и у новичка есть все шансы занять достойное место в одном из них. Но многое все-таки зависит от характера ребёнка. Коммуникабельные дети в основном быстро находят друзей и не стесняются своего положения новичка. А вот замкнутые школьники вливаются в новый класс сложно. Именно они и требуют помощи взрослых и педагогов. Поэтому важно сразу рассказать учителю об особенностях своего ребёнка, о его достоинствах и недостатках, о предыдущем опыте социализации и учебы.
Как помочь подростку
Как правило, младшие дети легче переносят переход в новый класс или школу. Подростки чаще испытывают проблемы с социализацией, ведь у них начинается период совершенно иной дружбы, первой влюбленности, стремления к лидерству, ревности к успешным одноклассникам. Утвердившийся в коллективе ребёнок может страдать от депрессии из-за необходимости смены школы, ведь ему придется заново проходить все стадии адаптации и завоевывать свое место в классе среди совершенно незнакомых ему людей. Помочь ему можно и нужно. И родители делают это по-разному.
- Поддержать ребёнка морально можно с помощью разговоров и обсуждений всех ситуаций. Важно обговаривать не только учебу, но и расспрашивать про одноклассников, чтобы понять, что тревожит, радует или, возможно, пугает новичка. Как правило, он будет возмущаться поведению одних, практически не замечать других, восхищаться третьими. Это поможет понять, как именно складываются отношения в коллективе.
- Если подростки молчат о ситуации в новом классе, можно пригласить старых друзей в гости, способствовать их большему общению, чтобы ребёнок не чувствовал себя брошенным и одиноким. Он сможет пообщаться с друзьями, обсудить новых одноклассников, поделиться эмоциями.
- Когда контакт начинает налаживаться, можно пригласить новых друзей для общения в непринужденной обстановке. Возможно, получится найти общие интересы, которые сблизят школьников.
- Если отношения складывают все-таки сложно, стоит попробовать найти тот ракурс, с которого подростку будет интересно взглянуть на свой новый коллектив. Например, интеллектуалу, увлекающемуся миром тайн и природой, можно предложить изучить класс как представителей с другой планеты. Важно при этом не акцентировать внимание на том, что ребёнок чем-то лучше других, чтобы не выработать высокомерие.
Вариантов адаптации можно найти множество. Если это сложно сделать самостоятельно, всегда остается возможность обратиться к психологу школы или же к частному специалисту.
Следим за школьной жизнью детей
Понимая, что детям в средней школе сложно адаптироваться к новому коллективу, стоит принимать активное участие в их школьной жизни. И это не только общение с ребёнком или учителями по поводу оценок. Можно вместе участвовать в концертах и других мероприятиях, стать активным членом родительского комитета, помогать классному руководителю по возможности морально, физически, а также в организационных вопросах.
Своим авторитетом можно помочь подростку завоевать собственный авторитет у одноклассников. Когда родителей уважают сверстники, сам ребёнок совершенно иначе смотрит на взрослых. Он больше доверяет, начинает делиться своими радостями и проблемами, ценит то, что делают для него и для его класса.
Что еще могут сделать родители
Какой бы сложной ни была ситуация, родители не должны опускать руки: иногда трудности с адаптацией затягиваются, отношения с подростком осложняются, начинаются проблемы уже иного характера. Поэтому важно вовремя помочь школьнику, что поможет и всей семье пережить переезд или новый режим с меньшими психологическими сложностями. Залогом успеха являются следующие факторы.
- Взаимодействие в семье. Если даже ребёнок замыкается, нужно своим примером показывать, как важно общаться, обсуждать каждый прожитый день на новом месте, любую проблему или радость, делиться эмоциями и обговаривать каждую мелочь в позитивном отношении.
- Отсутствие тотального контроля. Нельзя пытаться настаивать на полном отчете о том, что было днем, об оценках и т. п. Нужно проявлять готовность выслушать и понять, но не требовать рассказать. Категорически нельзя контролировать переписки в телефоне или в социальных сетях, тем более не следует отчитывать за какие-либо погрешности.
- Терпение. Следует понимать, что учеба в первое время однозначно станет хуже: пока ребёнок адаптируется к новым условиям, коллективу и учителям, пока сможет показать своим способности, оценки его будут ниже привычного, и это нормально.
Конечно, при переезде, смене работы, поступлении ребёнка в лицей или новую школу все родители тоже испытывают стресс, сталкиваются с новыми проблемами, которые требуют решения и моральных усилий. Но все-таки детям гораздо сложнее, и им нужна поддержка, помощь, понимание в гораздо большей степени, чем взрослым, ведь их психика и отношение к миру только формируются. И именно в такие моменты мамы и папы могут качественно изменить жизнь своего ребёнка, настроив его на заслуженно хорошее будущее.