27.11.2018 Обновлено: 17.04.2020 2232

Как помочь ребенку привыкнуть к новой школе?

Автор - врач психолог

Осипенко Марина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Ваше мнение

Оставить отзыв

В начале нового учебного года в жизни школьника происходит много изменений — каникулы закончились и теперь ему вновь нужно привыкать к ответственному режиму обучения. Если ребенок переходит в новую школу, то, его адаптация к учебному процессу становится еще более затрудненной. Возможно, ему даже понадобится дополнительная помощь взрослых — родителей, педагогов, детского психолога.

У взрослых намного больше жизненного опыта того, как можно приспосабливаться к новым ситуациям — переезду, смене деятельности, коллектива. У детей такого опыта нет, поэтому, если не оказывать ребенку поддержку в это время, он может получить травмирующий опыт, замкнется в себе или станет агрессивным. Что должны знать родители о переходе ребенка из одной школы в другую? Как помочь ему привыкнуть к новым условиям?

Возможные проблемы ребенка

Возможные проблемы ребенка

Сложности в общении с одноклассниками. Чем старше школьник, тем сложнее ему бывает привыкнуть к новой среде и ребятам. Эта проблема может стать серьезной, если старая и новая школы очень отличаются друг от друга — уставом, контингентом, направленностью. Например, переход из обычной образовательной школы в гимназию с углубленным изучением иностранного языка, или из класса, в котором обучались только мальчики, в смешанный класс.

Непонимание в отношениях с педагогом. Все дети разные. Иногда, ребенок обладает трудным характером, который не просто понять и найти к нему подход. Когда он идет в первый класс, учитель, возможно, долгое время пытается наладить взаимодействие с ним и, благодаря затраченным усилиям, между ними появляется хороший контакт. Новичок в школе — это, по сути, чужой ребенок, которого никто не знает и, возможно, не станет тратить много времени и сил на то, чтобы подружиться с ним. Поэтому, дети, обладающие легким нравом и спокойным характером, легче привыкают к новой атмосфере, а бунтарь, перфекционист, «маленький профессор» будут испытывать сложности во время адаптации и общения.

Психология детей и способы адаптации

Способность ребенка интегрироваться в новую среду зависит от формы ее агрессивности. Все дети, также, имеют свои модели адаптации. Переезд и связанные с ним перемены — это стресс. Ребенок может чувствовать себя неловко, общаясь со сверстниками, знакомясь с новыми правилами, осваивая незнакомые места.

Родители скорее помогут ему привыкнуть, если будут знать об особенностях его психологии и способах адаптации. Она делится на три типа.

  • Избегающий. Дети сторонятся трудностей и проблем, возникающих на их пути. Они могут замкнуться в себе и не делиться с родителями, если в школе их дразнят, обижают, не принимают в новом классе. Поэтому, матери и отцу нужно стараться «разговорить» ребенка, чтобы знать о том, как он себя чувствует и его делах в школьном коллективе.
  • Приспосабливающийся. Ребенок не избегает проблем — он терпит их, делая вид, что у него все хорошо. Такие дети улыбчивы и общительны, однако, на душе им часто бывает тяжело. Одноклассники могут использовать их, манипулировать. Такой способ приспособления не способствует развитию ребенка. Родители должны научить его слышать свои чувства и желания, защищать себя.
  • Бунтующий тип. В этом случае, школьник сопротивляется той системе, в которую попал. Он не молчит и, во время общения с одноклассниками и педагогами, пытается утвердить свои правила. Таким детям непросто уживаться с окружающими. Часто, они добиваются своего и становятся лидерами. Однако, когда их «несет» и они самозабвенно отстаивают мнение, то могут вести себя жестоко, эгоистично. Все, что нужно им — научиться вовремя «останавливаться» и слышать, кроме себя, других людей.

Как помочь ребенку адаптироваться?

Как помочь ребенку адаптироваться?