В жизни многих родителей присутствует парадокс, который они и сами не могут объяснить. Пока малыш еще совсем кроха, он активно интересуется всеми хозяйственными процессами, рвется участвовать в бытовом содержании дома, но родители активно ограничивают его в этом. Когда ребёнок подрос, мама с папой начинают требовать от него выполнения бытовых обязанностей, но теперь уже этого добиться невозможно — ему стало неинтересно. Как же гармонично организовать развитие ребёнка в быту?
Пример родителей: важно!
Бытовые дела — это фактически естественная среда обитания любого ребёнка. Он растет и каждый день видит, как родители готовят еду, моют посуду и убирают ее по местам, стирают и вешают белье, вытирают пыль и моют полы. Однако от маленьких детей взрослые такие занятия часто пытаются спрятать. Мама и папа стараются это делать, когда малыш спит, или он находится на прогулке. Логика понятна. С одной стороны, вызывает сомнение вопрос безопасности. Сможет ли ребнок остаться достаточно чистым, пока участвует в быту? Не поранится ли он обо что-то из домашних приборов? А с другой стороны — этот вечный аргумент: малыш ведь будет постоянно путаться под ногами и мешать!
Конечно, это неправильная стратегия, потому что она чревата проблемами в будущем. Если изначально на подсознательном уровне малыш запомнит, что домашние дела — это нечто вредное, опасное, от чего нужно держаться подальше, то эту программу будет очень сложно побороть в старшем возрасте. Если же с самых первых лет позволить малышу участвовать в домашнем хозяйстве, эти процессы станут естественной частью развития ребёнка и будут восприниматься как неотторжимая часть жизни. Нужно только обеспечить безопасность крохи, что не так уж сложно при современном уровне развития техники.
Малыш начинает помогать
В каком возрасте родители могут начать привлекать малыша к простейшим бытовым процессам? Раньше считалось, что самое подходящее время для этого — перед школой. На самом деле, это слишком поздно. Мировоззрение ребёнка уже сформировано на этот момент, и для него большой новостью станет, что теперь он должен делать то, что раньше для него обеспечивали родители. Почему вчера было можно без этого обойтись, а сегодня нельзя? К тому же адаптация к школьной жизни — сам по себе процесс сложный. Все силы ребёнка будут уходить на школьные обязанности, одновременно с нуля постигать бытовые — не самая лучшая стратегия.
Начинать участвовать в уходе за собой и за своим домом нужно с того возраста, когда развитие ребёнка позволит ему понять, что и как нужно делать. То есть, он должен устойчиво ходить, управлять своими действиями, понимать просьбы родителей. То есть, речь идет о возрасте двух лет и старше. Для начала стоит выбрать самые простые процессы, которые повторятся каждый день — все, что касается приема пищи. Так как с ними малыш будет неизбежно сталкиваться постоянно, ему проще будет осознать, какие действия он должен совершить и зачем. Например, уборка посуды после обеда. Это вполне по силам крохе, хотя бы частично. Родители не должны при этом забывать о безопасности. Доверять малышу бьющиеся фарфоровые тарелки или стеклянные чашки в самом деле не стоит, острые вилки тоже лучше убрать кому-то из взрослых. Но донести до раковины ложки и свою собственную пластиковую посуду развитие ребёнка вполне позволяет.
Список дел для детей
Домашние обязанности кроху не напрягают, так как в этом возрасте дети все воспринимают как игру. Поэтому малыш обычно сам рвется участвовать в хозяйственной жизни дома. Чтобы эта игра быстро не надоела, а осталась привычкой на всю жизнь, родители обязательно должны подчеркивать, как важны исполняемые дела для жизни семьи. Спасибо, что принес тарелку со стола — помог маме, теперь ей проще будет вымыть всю посуду. Это даст осознание того, что дело важное и действительно нужное, а значит, и в будущем малыш будет с готовностью его исполнять, даже когда эффект новизны пройдет.
Если малыш хочет поучаствовать и в водных процедурах — не стоит его ограждать от этого процесса. Хочет сам вымыть чашку? Пусть постарается. Родители обычно опасаются, что от такой помощи больше хлопот, чем пользы. Но ведь это все равно неизбежно, если вообще планируется когда-то привлекать ребёнка в домашним делам. Да, в два года вряд ли он сможет качественно вымыть тарелку или отмыть с пола пролитый суп. Но ведь и в семь, и в десять лет у него сразу не получится это идеально — нужно время, чтобы учиться. Так почему не сейчас, когда кроха еще не выказывает брезгливости, и у него нет более интересных дел, он заинтересован в процессе и результате? Пусть развитие ребёнка идет естественным путем, а не прыгает скачками.
Развитие ребёнка в быту
Домашние обязанности, как и все, что окружает кроху в жизни, являются для него естественной развивающей базой. Осуществляя самые простые и необходимые действия, малыш совершенствует свои навыки и знания. В первую очередь идет воздействие на мелкую и крупную моторику, ведь придется много вставать и приседать, держать в руках разные предметы и манипулировать ими, контролировать свои усилия. Все это повышает ловкость, позитивно влияет на физическое развитие ребёнка.
На интеллектуальном уровне малыш получает базовые знания об окружающем мире и свойствах предметов. Вода жидкая и мокрая, если пролить ее на пол, то пол станет мокрым. А если вытереть лужу тряпкой, то мокрой станет она, а пол станет снова сухим. Родители как взрослые люди давно не замечают такую информацию, так как у ни она давно считается само собой разумеющейся. Но для малыша любые простейшие сведения — целое открытие.
Очень важным навыком при участии в домашнем хозяйстве может стать список обязательных дел на каждый день — он научит кроху не только выполнять необходимое, но и программировать свою деятельность. Это умение будет незаменимым в школьные годы при обучении. Список этот не является именно списком в прямом смысле — скорее это картинки, расположенные в столбик. Начать можно с совсем небольшого количества дел — заправить кровать, помочь убрать посуду со стола, собрать и сложить свои вещи для завтрашнего дня. Это структурирует распорядок дня и приучает малыша к мысли о том, что в любой своей деятельности он должен обеспечить предварительную подготовку и последующую уборку. Для наглядности при каждом выполненном деле напротив соответствующей картинки может появляться значок — плюсик или смайлик.