Детство ребёнка — это время, когда он растет, развивается, любит, мечтает и полностью зависим от взрослых людей. Когда психологи работают с человеком, чья психика травмирована, они уделяют большое значение его детскому периоду жизни — исследуют условия, в которых он жил, отношения с родителями, фантазии, страхи, чувства. В детском возрасте происходит закладка основных форм поведения, общения и отношения к себе. В этой статье мы попытаемся разобраться в том, почему часто именно в детстве скрыты причины наших тревог, волнений, проблем и комплексов.
Психология ребёнка
Каким образом формируется детская психология и поведение? Это происходит под влиянием следующих факторов:
Отношения с родителями. Если взрослые по разным причинам игнорируют базовые потребности малыша — такие, как желание быть принятым и любимым — он будет чувствовать, что с ним не все порядке. Это приводит к снижению самооценки, неуверенности.
Наличие братьев и сестер. Все дети хотят быть любимыми — это необходимо для того чтобы они полноценно развивались и чувствовали себя счастливыми. Когда в семье несколько детей, ребёнок может ощущать, что другим уделяется больше внимания и страдать от недостатка родительского тепла.
Связь с социумом. Дети, прежде чем построить отношения с внешним миром — научиться быть общительными, уступчивыми, терпеливыми, вежливыми, добрыми — смотрят, как делают это родители. Если у матери с отцом нарушены эти навыки — они осуждают окружающих людей, сторонятся общения, не имеют друзей, являются вспыльчивыми, агрессивными — ребёнок, тоже перенимает такой способ общения. Тогда ему не удается проявлять себя в обществе. От этого страдают социальные сферы в его жизни — отношения с друзьями, другими взрослыми людьми. Это проявляется в обидчивости, частых конфликтах, непонимании.
Нарушения в коммуникативной сфере продолжают проявляться и во взрослой жизни: человек, выходя на работу, пытаясь завязать близкое общение, построить профессиональный путь, понимает, что ему не хватает смелости, он слишком доверчив или напротив, «видит» всюду врагов и предателей.
Пример мужского и женского поведения. В семье закладывается не только формирование психологической, социальной, но еще и полоролевой идентичности. Глядя на мать, девочка учится тому, как быть женщиной, а мальчик знакомится с тем, что значит быть мужчиной, наблюдая за отцом. Если у родителей есть проблемы в этой сфере, то ребёнок также может «взять» за правило вести себя противоестественно. Например: всегда быть сильной и никогда не просить помощи, использовать других для удовлетворения своих потребностей и так далее.
Отношения с родителями
От того, как в детстве строилось общение с самыми близкими людьми, зависит часто психическое состояние человека во взрослом возрасте.
Личный опыт (аноним). Я воспитывалась в семье одна. Родители хотели еще одного ребёнка, однако, мама не могла забеременеть. Сейчас я знаю, что она, будучи еще молодой женщиной, очень переживала по этому поводу. Я помню, что она всегда была озабочена и задумчива, неудачные попытки стать матерью во второй раз делали ее печальной, грустной, отсутствующей для меня. Мне было горько и тяжело, потому что я ощущала себя одинокой — родителям было неинтересно то, о чем я говорю и что со мной происходит, любые мои попытки завязать разговор или пойти куда-то вместе, останавливались под предлогом других важных дел и меня отсылали в свою комнату «заняться чем-нибудь». Я остро ощущала то, что не любима и не нужна своей семье, все их внимание было приковано к несуществующему ребёнку, которому так и не суждено было родиться. Когда я повзрослела, то часто попадала в зависимые отношения. Мне было важно находиться с тем человеком, которому я чем-то была интересна, хоть немного нравилась. Сама я не видела разницы между симпатией или антипатией к другим людям — мне было важно, чтобы меня заметили, обратили внимание, похвалили, проявили тепло и любовь. Впоследствии, работая с психологом, мне удалось понять, что никто не может сделать меня счастливой, если я сама глубоко несчастна внутри себя. Долгие годы работы над собой позволили мне лучше слышать свои желания и не бежать вслед за тем, кто поманил меня за собой.
Родители не травмируют детскую психику специально — они занимаются воспитанием так, как умеют, считают нужным, дают ребёнку ровно столько, на что у них хватает сил. Это полезно знать взрослым людям, которые понимают, что большинство проблем в их взрослой жизни появилось благодаря тому, что у них было тяжелое, непростое детство, где мать или отец проявляли равнодушие, грубость, насмехались, критиковали, унижали.
Можно ли изменить детство?
Детство — пора, которая закончилась. Это понимает человек, когда у него появляется возможность взять жизнь в свои руки. Однако, не все замечают это и еще меньше людей, могут пользоваться данным шансом. Бывает так, что сильно травмированный в детстве человек, повзрослев, продолжает переживать тяжелые времена, с которыми ему пришлось столкнуться, когда он был ребёнком, однако, на этот раз он делает это в «своей голове».
Если жить, постоянно оглядываясь назад, в детство, невозможно чувствовать себя счастливым «здесь и сейчас», замечать шансы, которые посылает жизнь, строить отношения с людьми, которые искренне любят и заинтересованы в близких отношениях. Детство невозможно изменить или исправить, однако, каждый взрослый человек может стать на путь изменений своего настоящего и будущего, сделать его лучше, чем то время, когда он был ребёнком.
Психотерапия взрослого человека
Личные изменения могут наступить в результате собственных внутренних решений, которые принимает человек, отказавшись от страданий и детских травм, и при помощи психотерапии. Что происходит на сеансах со специалистом, и каким образом клиент перестает подвергаться негативному влиянию несчастливого детства?
Психолог начинает терапевтические отношения с установления близкого эмоционального контакта — только так человек может начать доверять ему, используя этот новый опыт на благо себе, чего не было в его отношениях с родителями.
Во время терапии «поднимаются» болезненные чувства по отношению к матери и отцу — обида, разочарование, боль, гнев. Они не «давятся» внутри и не обесцениваются, а «выходят» наружу. Это позволяет взрослому человеку проходить заново негативный опыт, с которым он столкнулся в детстве, однако, на этот раз, его поддерживает психолог и он также учится поддерживать себя самостоятельно.
Выход неприятных чувств и новый взгляд на вещи, себя, жизнь, родителей освобождает большое количество энергии, которая была заблокирована тяжестью психологической травмы. Благодаря этому взрослый клиент начинает слышать себя, понимает, что он хочет, начинает строить новое общение эффективно и радостно, не оглядываясь на детский опыт травматичных отношений.