Начало школьной жизни является очередным этапом взросления ребёнка. Переход от домашней вольницы к строгому режиму школьного обучения труден для каждого малыша. Поэтому родителям нужно готовить своих детей к такому важному этапу в их жизни заранее.
Что такое психологическая готовность детей к школе?
Даже старшеклассники не сразу включаются в рабочие будни после длительных летних каникул. А уж первый раз в первый класс становится настоящим испытанием и потому требует психологической подготовки.
Ребёнку в 6-7 лет нужно одновременно привыкнуть к новому режиму, новым школьным требованиям, одноклассникам, первому учителю.
Детские психологи включают в это понятие психологической готовности детей к школе уровень личностного и интеллектуального развития. В реальности это означает приспособляемость малыша к новым условиям, чужим людям, его самостоятельность при принятии решений, самообслуживание, понимание базовых социальных норм. В интеллектуальном плане ребёнок должен уметь читать, писать, выполнять простые арифметические действия.
Не все дети к 6-7 летнему возрасту обладают такими качествами. Если учебная подготовка бывает даже выше среднего уровня, то готовность выполнять новые требования является серьезной проблемой.
Маленьким детям трудно сидеть без движения во время урока, они еще не могут долго концентрировать внимание, часто забывают и теряют вещи. Не привычные к самообслуживанию дети не могут самостоятельно подготовиться к уроку физкультуры, заблаговременно сходить в туалет. Многих детей обижает обращение по фамилии. Очень часто родители замечают, что малыш, радостно готовящийся к школе, уже через несколько сентябрьских дней теряет к ней интерес, у него повышается уровень тревожности и снижается самооценка.
Взрослым людям свойственно недооценивать проблемы первоклассника. Им кажется, что со временем ребёнок освоится, и его школьная жизнь наладится сама собой. В большинстве случаев так и происходит, но первое впечатление от начала школьной жизни будет навсегда испорчено.
Больше положительных эмоций
Педагоги советуют родителям заблаговременно начать подготовку детей к школе. Очень важно сделать так, чтобы эмоции при подготовке к школе были только положительными. Для этого можно пересмотреть с малышом собственные школьные фотографии, вспомнить забавные случаи, показать фотографии друзей детства, оставшихся друзьями до настоящего времени.
Не следует при ребёнке вспоминать неприятные моменты, обиды на учителей, конфликты и прочее. Возможно, малыш с этим столкнется, но тогда он уже будет более готов к негативным эмоциям.
Надо вместе с малышом выбрать рюкзак, форму, школьные принадлежности так, чтобы они нравились и приносили радость. Положительные эмоции помогут первокласснику чувствовать себя увереннее в первые дни в школе.
Ребёнку будет проще адаптироваться, если он будет хорошо ориентироваться в школьном здании. Он не будет бояться незнакомого места, не заблудится, не опоздает к началу урока.
Во время каникул полезно посетить школьное здание с малышом, показать ему все важные места, столовую, туалет, спортзал. Также важно, чтобы ребёнок хорошо знал дорогу в школу и, в случае необходимости, мог добраться домой сам.
Малышу будет гораздо легче преодолеть первые трудности, если в класс он придет с друзьями из детского сада или своего двора. Родители могут при подаче заявления в школу записать своего ребёнка в один класс со знакомыми.
Больше всего детей затрудняет смена режима. В конце лета необходимо перестроить распорядок дня под школьный вариант — ранний подъем, самостоятельный завтрак, занятия за столом, совпадающие по времени с длительностью урока, своевременный отход ко сну вечером. Это позволит ребёнку меньше уставать в первые учебные дни, сохранять любознательность и интерес к учебе.
В старших группах детского сада ребёнка знакомят со школой. Занятия в садике похожи на уроки. Но здесь дети находятся в привычной обстановке и много играют, учатся через игру.
Чтобы ребёнок привык к школьной жизни, нужно давать ему возможность больше играть после уроков дома или на улице, поощрять его общение со сверстниками. В выходные полезно выезжать куда-нибудь всей семьей, не нужно перегружать ребёнка чтением и занятиями в дни отдыха.
Приучать к режиму дня нужно еще в дошкольном возрасте
Старший дошкольный возраст — это тот период, когда нужно приучить ребёнка следить за своими вещами. Он должен уметь аккуратно складывать вещи в портфель, помнить, сколько карандашей и ручек ему нужно для уроков.
Полезно сразу научить ребёнка складывать учебники в рюкзак в соответствии с расписанием уроков в дневнике, чтобы он знал какие книги и тетради ему нужно взять. Потом можно будет некоторое время контролировать его сборы в школу. А через несколько недель он должен собирать портфель сам, без напоминаний и подсказок. Это поможет избежать сложных ситуаций на уроке.
Умение общаться и социальная адаптация малыша
К школьному возрасту должны быть выработаны навыки самообслуживания — умение одеться, раздеться, привести в порядок волосы, аккуратно поесть.
Ребёнку надо привить правила поведения и хорошие манеры. Вежливость, умение обратиться к учителю с вопросом или за разрешением помогут ребёнку обрести уверенность в трудной ситуации.
Очень важно научить ребёнка безопасности и умению себя защитить. К сожалению, случаи травли и оскорблений в детской среде случаются довольно часто. Говорить об этом малышу надо нейтрально, не акцентируя внимание на том, что это обязательно будет. Но, ребёнок должен знать, что если его обижают, об этом надо сообщить учителю.
После возвращения ребёнка из школы, надо дать ему возможность хорошо отдохнуть, поесть, и только потом приступать к домашним занятиям. Переутомление малыша недопустимо, в первые месяцы учебы надо снизить нагрузку, отказавшись от дополнительных секций и кружков.
Не нужно отказывать первоклашкам в прогулках после школы. Им важно выплеснуть лишнюю энергию, они не привыкли еще долго сидеть на уроках. Это необходимо особенно мальчикам. Полезна будет смена деятельности и игры на свежем воздухе. А домашние задания, если они будут, можно сделать вечером. В начальных классах их еще не так много.
Независимо от успехов, которые продемонстрирует ученик, родители должны морально поддерживать его, оптимистично и дружелюбно расспрашивать его о школьных событиях и хвалить даже за небольшие достижения.
Не нужно сравнивать сына или дочь по успеваемости с другими учениками. Небольшие пробелы в знаниях можно позже легко исправить. В первый год обучения важно, чтобы у ребёнка сформировалось положительное отношение к школе, к учебе, одноклассникам и учителю. От этого зависят его дальнейшие успехи в школьной жизни.