Ребёнок развивается благодаря условиям, которые создают ему дома родители, педагоги в детском саду или школе. Познавательная система – память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь – формируется под воздействием специальных развивающих игр и упражнений. Чем чаще дети будут погружены в исследовательские и игровые процессы, тем качественнее будет протекать их развитие.
Кроме познавательной системы, у ребёнка развивается психика. Иногда, на этом пути он сталкивается с преградами. Например: страхи, комплексы, психологические травмы, стрессы. Маленький ребёнок, словно губка, «впитывает» в себя все, что происходит с ним и то, какие процессы случаются рядом. Поэтому, часто, ему нужна поддержка, для того, чтобы опыт и неприятные события не смогли помешать его гармоничному развитию, становлению характера, не отразились негативным образом на психике.
Взрослый человек, когда ему плохо и требуется помощь, идет к психологу или обращается к друзьям и близким людям. Ребёнок не имеет возможности принимать такие решения. Поэтому его эмоциональное состояние зависит от того, какую помощь ему смогут оказать родители.
Дети учатся через игру и творческую деятельность. Также, с помощью этих методов времяпрепровождения, детская психика имеет свойства восстанавливаться после травмирующих событий, неприятностей, переживаний. В данной статье будут подробно рассмотрены методики, упражнения и игры, в основе которых лежит рисование с детьми. Каким образом с помощью занятий изобразительной деятельностью можно наладить психоэмоциональный фон ребёнка? Как помочь ему избавиться от страхов, комплексов, тревог и стресса? Каково влияние совместного рисования с ребёнком на детско-родительские отношения?
Рисование и психика ребёнка
Маленькие дети не способны анализировать собственные чувства и говорить о них – подобная рефлексия подвластна только взрослым людям. Подавленные эмоции, страх, тревога – когда ребёнок чего-то испугался, расстроился, фантазирует о чем-то важном для себя, печалится – остаются невыраженными и «отравляют» сознание и жизнь. Признаки в детях, по которым родители могут заметить этот процесс:
- Раздражение.
- Плаксивость.
- Гнев, агрессивность.
- Аутоагрессия.
- Апатия.
- Кошмары, нарушения сна.
- Подавленность.
- Регресс в развитии.
- Тревога.
- Нежелание отпускать родителей.
- Страхи одиночества, темноты, монстров.
- Нервный тик.
- Частые истерики.
- Быстрая утомляемость.
Рисование – метод, с помощью которого спрятанные чувства могут найти выход и освободить детское сознание. Как это происходит?
- Все, что рисует ребёнок на бумаге, касается его. Часто, его рисунки выступают проекцией внутреннего мира, того, что он чувствует, о чем думает и мечтает, чего боится, о чем переживает и волнуется.
- Часто дети берутся за рисование бессознательно – рисуют карандашами и красками несвязные линии и мазки, без заданного сюжета и инструкции взрослых. Так ребёнок освобождается от чувств, которые его переполняют, его сознание опустошается и он чувствует себя лучше.
- Рисование – это метод, который связывает ум ребёнка с его бессознательными процессами. Поэтому, психологи и арт-терапевты часто используют изобразительные средства, для того чтобы помочь детям исцелиться от психологических травм и наладить эмоциональное состояние.
Упражнения с детьми
- Рисование на стекле. Дети очень любят все необычное, то, с чем они еще не сталкивались или то, что в обыденной жизни находится под запретом. Если ребёнку предложить рисовать на стекле, он будет испытывать восторг. Стекло должно представлять собой ровный квадрат или прямоугольник, подойдет такое, которое обычно вставляется в фоторамку. Важно, чтобы его края были обработаны и изолированы, чтобы ребёнок не поранился. Поверхность стекла следует немного смочить водой. Дать ребёнку кисть – пусть наносит краску так, как ему хочется, смешивает цвета. После этого нужно взять чистый лист бумаги и приложить к рисунку на стекле. Его можно покрутить на нем, прижать. На бумаге отпечатается рисунок.
Глядя на него, можно фантазировать. То, что скажет ребёнок, может свидетельствовать о том, что для него важно. Кто-то видит котенка, кто-то монстра, кто-то – папу, который давно не приезжал. По ответам ребёнка можно судить о том, что важно для него, что тревожит, пугает, радует, волнует. Рисунок, после этого, можно дорисовать вручную. «Превратить» монстра в бабочку, нарисовать папе автомобиль или самолет, чтобы он поскорее приехал и так далее. Так, дети получают возможность отразить тревогу или другие неприятные чувства, не держать их в себе и, приняв ситуацию, успокоиться.
- Упражнение «Автопортрет». Следует подготовить большой лист, размером с ребёнка. Это может быть ватман или обратная сторона обоев. Ребёнку предлагается лечь спиной на лист. Родитель обводит его силуэт. Вместе они дорисовывают лицо, волосы, одежду. Это упражнение очень полезно детям с низкой самооценкой, неуверенностью в себе. Они получают возможность взглянуть на себя со стороны, увидеть и «прорисовать» свои сильные стороны, начать гордиться достижениями, почувствовать внутренний стержень. Портрет должен получиться уверенным, позитивным, ребёнок должен радоваться и гордиться собой, глядя из позиции внешнего наблюдателя.
- Рисование частями тела. Особенно смелые родители могут использовать упражнение, которое является телесно-ориентированным и будет полезно детям с повышенной тревогой, замкнутым характером, стеснительностью. Нужно закупить пальчиковые краски, которые легко отмыть и отстирать. Застелить пол защитным материалом. Приготовить большие листы. Рисовать можно пальцами, ладошками, локтями, коленями, стопами и даже животом. Детей очень веселят такие упражнения и эксперименты с красками. Кроме того, родители по-другому воспринимаются для них – предстают более свободными, живыми, близкими, счастливыми.
Рекомендации родителям
- Для рисования с ребёнком можно использовать представленные упражнения и техники. Однако, не стоит пытаться самостоятельно ставить ему диагноз, о том, например, что у него психологическая травма и требуется помощь. Если у родителей есть подобные подозрения, то, стоит показать его детскому психологу.
- Во время рисования родители не должны быть строгими и ставить детям рамки и условия – творческий процесс является свободным. То, что ребёнок может самовыражаться в нем, делать то, что подсказывает ему его бессознательное – несет в себе одну из главных ценностей.
- Не нужно заставлять ребёнка рисовать, если он не хочет, расстроен или у него есть другие важные дела, которыми он желает заняться.
- Процесс рисования важно наполнять радостными эмоциями, и каждое упражнение подводить к счастливому завершению.