Реально ли научить ребёнка с самого детства поддерживать порядок в своей комнате? Вполне. Воспитать полезные привычки помогут советы от MedAboutMe.
Полезные привычки для матери и ребёнка
Какой маме не приходилось, открыв дверь вечером в детскую комнату, лицезреть печальную картину — пол завален игрушками, книги валяются под столом, и в этой груде вещей сидит ребёнок с планшетом? Мама просит навести порядок и уходит. А возвращаясь, застает ту же самую картину. Дальше может быть два варианта развития событий — либо ребёнок наскоро запихивает все в шкафы и ящики, либо мама начинает уборку в детской сама. Изменить ход событий можно, если воспитать у малыша полезные привычки поддержания порядка. Для этого рекомендуется придерживаться определенных правил:
- требуя от малыша соблюдения порядка в детской, нужно следить за собственным поведением. Дети склонны подражать взрослым, копируя как их положительные привычки, так и отрицательные. И если мать оставляет на столе грязную посуду и разбрасывает вещи, ребёнок не понимает, почему он должен постоянно раскладывать свои игрушки по местам;
- для того, чтобы в доме был порядок, его мало регулярно наводить. порядок нужно регулярно поддерживать;
- уборка в детской — это, прежде всего, обязанность родителей, а не малыша. И она продолжает быть актуальной до тех пор, пока ребёнок не перестанет пользоваться игрушками, то есть пока он не вырастет. Конечно, дети должны помогать убирать свои игрушки, но, по сути, их вполне устраивает и беспорядок. Поэтому мама с папой должны контролировать процесс уборки;
- нужно постараться научить малыша вечером складывать на место игрушки, которыми он пользовался сегодня. А если речь идет о пазле, конструкторе или игре, то нельзя брать новую коробку, пока не будет убрана на место предыдущая;
- порядок — это, в первую очередь, упорядоченность, то есть для каждой вещи должно быть выделено отдельное место. Правила распределения предметов должны быть понятными и простыми — здесь конструктор, здесь мячи, здесь кубики. Подобное распределение не только помогает быстро навести порядок, но и с раннего возраста структурирует мышление ребёнка. Они учатся видеть разницу в качествах предметов и, исходя из этого, распределять их;
- правила раскладывания игрушек по местам должны быть не только простыми и понятными, но и постоянными. Не нужно слишком часто делать перестановки или менять места расположения предметов. В таком случае ребёнку будет сложно разбираться, где он может взять ту или иную вещь и куда ее следует потом положить;
- хорошо, если для каждого вида игрушек будет выделена отдельная полка или коробка. Кстати, коробки желательно выбирать одного размера. Хороший вариант — приобрести для этой цели одинаковые пластиковые контейнеры с ручками;
- все коробки или контейнеры следует подписать или наклеить на них картинки, характеризующие содержимое. Тогда ребёнку не придется открывать каждый, чтобы найти интересующий его предмет. И убирать игрушки будет значительно легче — картинки подскажут, что куда положить;
- выбрасывайте без сожаления испорченные игрушки — машинки без колес, кукол с оторванными конечностями, пазлы с недостающими элементами. Избавляйтесь от игрушек и книг, которые перестали интересовать малыша. Их можно подарить другим детям или отдать в благотворительные организации;
- одно из важных правил заключается в том, что игрушек не должно быть слишком много. Ни один ребёнок не в состоянии справиться с ежедневным раскладыванием по местам сотни предметов. Малыш может использовать для игры и меньшее количество фигурок. Причем чем проще игрушка, тем больше вариантов ее использования.
Полезные игрушки для детей: советы родителям
Как выбирать игрушки, которые могут быть полезными для развития ребёнка? Какие предметы должны быть у малыша под рукой, и что он сможет брать самостоятельно без помощи взрослых и использовать по собственному усмотрению? В арсенале малыша должны быть:
- игровые наборы с простыми деталями — кубики, конструкторы. Но и их не стоит покупать слишком много. Достаточно будет четырех-пяти;
- разные коробки и ящики из картона или пластика, корзинки, ведерки. Через некоторое время их можно менять на новые;
- куски тканей разного размера, под которыми можно прятаться. Их рекомендуется сложить в отдельную коробку и отвести место для нее на одной из нижних полок;
- мячи разного размера, которые можно бросать, катать, а на некоторых и прыгать;
- подушки из разных тканей и разного размера. Из них ребёнок может строить домики, устраивать постели для кукол и мишек, а иногда и полежать сам;
- разнообразный «бросовый» материал — камешки, палочки, пробки и так далее. Только количество таких «игрушек» родители должны контролировать, иначе они могут превратиться в обычную гору мусора;
- одежда для переодевания (создания новых образов). Это могут быть платки, старые шапки или шляпы, «плащи», представляющие собой куски тканей с липучками, и прочие наряды;
- игрушки для сюжетно-ролевых игр — куклы, зверушки, машинки. Их тоже не должно быть слишком много.
Сколько игрушек должно быть у ребёнка?
Хорошо, если в арсенале ребёнка будет не больше, чем:
- 4—5 кукол для девочки — две большие и три маленькие;
- 2—3 куклы мужского пола для мальчика. Как правило, родители не покупают кукол мальчикам. Но ведь им тоже придется жить в социуме, поэтому не помешает воспитать в малыше силу привычки играть не только в машинки, но и в людей. Поэтому можно покупать малышу фигурки людей, но называть их не куклами, а человечками;
- 5—7 машинок для мальчика. Как вариант — одна большая машина, две средние и две-три маленькие. Откажитесь от привычки уступать просьбам малыша и покупать машинки десятками. Кстати, можно приобрести конструктор Лего, в комплект которого входят колесики. Таким образом малыш сможет собирать машинки, разбирать их, делать новые и так до бесконечности;
- 10—12 мягких игрушек. К сожалению, это часто бывает практически недостижимо, потому как мягкие игрушки «лезут» в дом со всех сторон. Их дарят родственники или покупают сами родители, не в силах отказаться от очередного очаровательного котика или зайчика. Избавьтесь от привычки скупать мягкие игрушки. Ну а если это не очень получается, и в детской уже имеется не один десяток мягких игрушек, делите их на части. Убирайте из поля зрения малыша основную массу, оставив для игры не более десятка. А через некоторое время прячьте их и доставайте новые. Исключение составляют пара-тройка любимых зверушек;
- около десятка мелких фигурок людей и животных для ролевых игр;
- два набора игровых аксессуаров — посуда, набор Айболита и так далее.