17.03.2019 1482

Ребенок не ходит в детский сад: как воспитывать его?

Автор - врач психолог

Осипенко Марина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

В настоящее время многие родители выбирают домашнее воспитание и обучение для детей. Этот выбор делают взрослые, которые имеют возможность сидеть с малышом дома, в то время, когда его сверстники идут в детский сад. Ребенок, также, может получить соответствующее образование в дошкольном возрасте, необходимые навыки самообслуживания и общения рядом с близкими людьми. Однако, чтобы достичь этого, нужно соблюдать некоторые правила.

На чем должно основываться домашнее воспитание и обучение детей? К чему нужно приучать малыша, чтобы он был социально адаптирован, как правильно заниматься развитием познавательной сферы и подготовить его к школе — ответы в данной статье.

Приучение ребенка к дисциплине и порядку

Родители часто спорят между собой: что лучше для ребенка — ходить в детский сад, где его приучат быть ответственным, или сидеть с ним дома, прививая те же навыки? Отвечая на этот вопрос, следует заметить, что ребенок, который воспитывается мамой, не обязательно должен остаться без полезных привычек в поведении и вырасти таким, который ничего не умеет и ни к чему не приучен. Способности и развитие малыша зависят от того, чему научат его родители дома. Что нужно делать, чтобы он приучился к порядку и был дисциплинированным? В первую очередь, не стоит ждать от детей, что они будут отличаться исключительным послушанием и с первого раза выполнять все требования взрослых. Ребенок в раннем и дошкольном возрасте еще не способен анализировать свой опыт, все запоминать, учиться на ошибках. Он живет эмоциями, для него важно все, что вызывает сильные впечатления, удивляет, радует. Поэтому родителям, приучая к порядку, нужно опираться на чувства и желания детей, чаще давать им право выбора, учитывать потребности в любви и внимании.

Формировать любовь к чистоте и ответственности нужно через игру, а также — демонстрируя личный пример. Детям полезно ложиться и вставать в одно и то же время, принимать здоровую и разнообразную пищу. Хорошо, если родители регулярно приучают их к закаливающим процедурам, физическим упражнениям по утрам. Малыш дома должен чистить зубы и умываться самостоятельно, хранить вещи и игрушки в чистоте, следить за порядком в комнате.

Маленький ребенок не может и не хочет делать это все сам — ему необходимы внимание и помощь со стороны, так что родителям необходимо запасаться терпением и пониманием. Если они превратят повседневные обязанности в радость, приучат ребенка к тому, что их можно делать с удовольствием, в нем гораздо быстрее сформируется навык самообслуживания и дисциплинированности.

Родителям важно формировать у детей четкие границы поведения. «Нельзя» и «Нет» взрослых должны звучать уверенно и спокойно, как инструкции, которые не подлежат обсуждению и сомнениям.

Режим дня для детей

Режим дня для детей

Если ребенок, воспитывающийся дома, не будет приучен соблюдать режим дня, станет делать все, что хочет и привыкнет к хаосу, то позже, когда он пойдет в школу или окажется в другом детском коллективе, ему будет трудно следовать указаниям взрослых людей. Дети, которым можно все, вырастают без понимания четких границ в отношении себя и окружающих людей — им трудно общаться с ними, потому что они не знают, что такое «хорошо» и «плохо», как правильно, а как недопустимо строить взаимодействие.

Благодаря соблюдению режима дня, малыш учится ответственности, время, в его понимании, структурируется, он приобретает навык использовать его качественно и с пользой для себя.

С кем строить общение и как?

Иногда родители тревожатся, что, находясь на домашнем обучении, дети лишаются ценного навыка общения и что позже, когда пойдут в школу, им будет трудно строить отношения, они не смогут найти себе друзей. Такой прогноз реализуется в том случае, когда ребенок с детства лишен социальных контактов — он «брошен» в эмоциональном плане родителями или другими значимыми взрослыми, у него нет общения с родственниками и их детьми, он не посещает группы интеллектуального развития, его творческий потенциал не раскрывается и не поддерживается.

Дети полноценно адаптируются к обществу, даже, если их обучением занимаются в домашних условиях, если родители не ограничивают другие социальные контакты. С кем общаться ребенку, который не ходит в детский сад? Стоит чаще гулять во дворе дома, где он может играть с другими детьми, посещать парки, кинотеатры, детские кафе — места, где можно наблюдать за общением других людей и заводить знакомства. Также, полезно обеспечить общение ребенка в местах, где он может получить дополнительное образование — занимаясь танцами, шахматами, иностранным языком в группе детей. Общение с родителями, детьми родственников и соседей полезно для ребенка, который не посещает детский сад.

Детское образование

Родители справедливо задумываются над тем, как следует обучать ребенка самостоятельно. В настоящее время есть много литературы и материалов, используя которые, можно сделать образование домашним. Важно, чтобы эти занятия имели серьезный характер, были адаптированы под