В переводе с английского «буллинг» (bullying) означает «травля, издевательство». Это явление в школах существовало всегда, но писать и говорить о его разрушительных последствиях для человека любого возраста начали совсем недавно. Многие по-прежнему считают, что «простые дразнилки» и детские игры пора забыть, но человек, подвергшийся травле, помнит ее всю жизнь. Буллинг порождает серьезный стресс, вызывающий неуверенность в себе и недоверие к людям.
Буллинг и его разрушительные последствия в детском и взрослом возрасте
Принято считать, что самый опасный возраст человека — с 12 до 18 лет. Именно на этот период приходится большинство эпизодов школьной травли. Часто школьный класс представляет собой 25-30 рандомно подобранных учеников, которых не объединяет ничего, кроме года рождения. Разумеется, в семьях этих школьников распространены различные деструктивные установки, в том числе, и допустимость насилия по отношению к слабым.
Причины буллинга могут быть не совсем понятны взрослым. Но детский или подростковый коллектив выделяет потенциальную жертву по разным критериям — отличиям в поведении, дефектам внешности, иной национальной принадлежности. Многое в классе зависит от позиции учителя и родителей агрессора и жертвы. Часто педагоги предпочитают закрыть глаза на факт травли в классе.
Последствия буллинга не всегда заканчиваются с окончанием школы и вступлением во взрослый возраст. Часто сама травля сопровождается «виктимблеймингом» (от английского victim — «жертва» и blame — «обвинять), то есть утверждением виновности жертвы в буллинге. Сами буллеры, как правило, обладают определенной способностью мимикрировать под прилежных и послушных учеников, и в этом случае жертвам трудно защититься. В школьном возрасте травля может представлять опасность для здоровья ученика и его успеваемости.
Воздействие стресса в результате буллинга
Человек сталкивается с буллингом не только в школе. Довольно широко распространена травля на рабочем месте — моббинг, а также в интернете — кибербуллинг. Травля является источником серьезного стресса, который усиливается, если жертва не находит поддержки и подвергается дополнительным обвинениям и преследованию. Пол и возраст не имеет значения — буллингу подвергаются и дети, и взрослые. Девочки в школьном коллективе чаще страдают от неприятия компанией, мальчики — от побоев и применения физической силы со стороны одноклассников.
Хотя буллингу подвергаются и взрослые, наиболее распространена школьная травля. Глядя на коллектив школьников, невозможно с уверенностью сказать, кто будет агрессором, а кто — жертвой. Как правило, агрессивное поведение свойственно детям и подросткам, чья психика формировалась в атмосфере физического или психологического насилия. В качестве «компенсации» они выбирают травлю слабых или непохожих сверстников.
Длительный стресс в результате буллинга не может не отразиться на состоянии здоровья школьника. У жертв часто наблюдаются нарушения сна, аппетита, ухудшение концентрации внимания, снижение когнитивных способностей. У взрослых больше возможностей не терпеть травлю, у детей безопасных пространств гораздо меньше.
Травля в школе не проходит бесследно для психики. Согласно исследованиям ученых из Великобритании, взрослые, подвергшиеся буллингу в школе, гораздо менее успешны в жизни, имеют высокий уровень тревожности, испытывают недоверие к людям. Для них более характерен низкий уровень заработной платы и безработицы. По мнению исследователей, разрушительному воздействию буллинга подвергается не только психика жертв, но и агрессоров.
Можно ли уберечь психику от последствий буллинга?
В странах Европы и США педагоги и психологи уже осознали серьезность проблемы школьного буллинга. Поэтому во многих странах существует наказание за грубое вторжение в личное пространство школьников, а в уставах школ существуют пункты о запрете на травлю одноклассников. Педагоги проводят мероприятия, способствующие укреплению навыков командной работы, организуют совместные тематические вечера для детей и их родителей.
В России проблема буллинга стоит достаточно остро, но должного внимания ей пока не уделяется. В силу разных причин учителя предпочитают закрывать глаза на случаи травли учеников, а родители могут быть слишком заняты на работе, чтобы увидеть изменения в поведении ребёнка. Тем не менее, при серьезном подходе к делу некоторые неравнодушные родители добиваются успеха.
Самый простой способ избежать последствий буллинга — сменить школу. Но гарантии того, что буллинг не возобновится, не существует. Несмотря на то, что обращения к классному руководителю не приветствуются в школьном коллективе, ребёнку все же следует поговорить с ним, затем обратиться к завучу или директору. Родителям следует оказывать содействие в сборе доказательств травли с целью последующего обращения в правоохранительные органы или прокуратуру. К сожалению, на это мало кто решается, особенно в небольших городах и поселках.
Последствия буллинга для ребёнка или подростка могут оказаться разрушительными — от неврозов и депрессии до суицида. Но чем существеннее поддержка взрослых, тем легче будет пережить последствия школьной травли. После снижения уровня угрозы и изменения жизненных обстоятельств, необходимо пройти консультацию психолога. У одних получается легко забыть о последствиях, другим же так и не удается снова научиться доверять людям.
Принцип «то, что не убивает, делает нас сильнее» работает далеко не для всех. В мировой массовой культуре довольно много историй о благополучном исходе историй буллинга, когда непопулярный подросток вдруг становился популярным. В реальной жизни такое тоже возможно, но не всегда у детей и подростков находится достаточное количество ресурса, чтобы начать работать над собой и развивать свои сильные стороны.
Чем больше поддержки получает школьник в семье, чем больше в него верят родители и учителя, тем больше вероятность минимизации последствий школьной травли и их влияния на взрослую жизнь. При изменении окружения и ситуации ребёнку будет проще забыть о буллинге, повысить самооценку и подчеркнуть сильные стороны личности.