Последствия школьного буллинга во взрослом возрасте

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

В переводе с английского «буллинг» (bullying) означает «травля, издевательство». Это явление в школах существовало всегда, но писать и говорить о его разрушительных последствиях для человека любого возраста начали совсем недавно. Многие по-прежнему считают, что «простые дразнилки» и детские игры пора забыть, но человек, подвергшийся травле, помнит ее всю жизнь. Буллинг порождает серьезный стресс, вызывающий неуверенность в себе и недоверие к людям.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Буллинг и его разрушительные последствия в детском и взрослом возрасте

Буллинг и его разрушительные последствия в детском и взрослом возрасте

Принято считать, что самый опасный возраст человека — с 12 до 18 лет. Именно на этот период приходится большинство эпизодов школьной травли. Часто школьный класс представляет собой 25-30 рандомно подобранных учеников, которых не объединяет ничего, кроме года рождения. Разумеется, в семьях этих школьников распространены различные деструктивные установки, в том числе, и допустимость насилия по отношению к слабым.

Причины буллинга могут быть не совсем понятны взрослым. Но детский или подростковый коллектив выделяет потенциальную жертву по разным критериям — отличиям в поведении, дефектам внешности, иной национальной принадлежности. Многое в классе зависит от позиции учителя и родителей агрессора и жертвы. Часто педагоги предпочитают закрыть глаза на факт травли в классе.

Последствия буллинга не всегда заканчиваются с окончанием школы и вступлением во взрослый возраст. Часто сама травля сопровождается «виктимблеймингом» (от английского victim — «жертва» и blame — «обвинять), то есть утверждением виновности жертвы в буллинге. Сами буллеры, как правило, обладают определенной способностью мимикрировать под прилежных и послушных учеников, и в этом случае жертвам трудно защититься. В школьном возрасте травля может представлять опасность для здоровья ученика и его успеваемости.

Воздействие стресса в результате буллинга

Человек сталкивается с буллингом не только в школе. Довольно широко распространена травля на рабочем месте — моббинг, а также в интернете — кибербуллинг. Травля является источником серьезного стресса, который усиливается, если жертва не находит поддержки и подвергается дополнительным обвинениям и преследованию. Пол и возраст не имеет значения — буллингу подвергаются и дети, и взрослые. Девочки в школьном коллективе чаще страдают от неприятия компанией, мальчики — от побоев и применения физической силы со стороны одноклассников.

Хотя буллингу подвергаются и взрослые, наиболее распространена школьная травля. Глядя на коллектив школьников, невозможно с уверенностью сказать, кто будет агрессором, а кто — жертвой. Как правило, агрессивное поведение свойственно детям и подросткам, чья психика формировалась в атмосфере физического или психологического насилия. В качестве «компенсации» они выбирают травлю слабых или непохожих сверстников.

Длительный стресс в результате буллинга не может не отразиться на состоянии здоровья школьника. У жертв часто наблюдаются нарушения сна, аппетита, ухудшение концентрации внимания, снижение когнитивных способностей. У взрослых больше возможностей не терпеть травлю, у детей безопасных пространств гораздо меньше.

Травля в школе не проходит бесследно для психики. Согласно исследованиям ученых из Великобритании, взрослые, подвергшиеся буллингу в школе, гораздо менее успешны в жизни, имеют высокий уровень тревожности, испытывают недоверие к людям. Для них более характерен низкий уровень заработной платы и безработицы. По мнению исследователей, разрушительному воздействию буллинга подвергается не только психика жертв, но и агрессоров.

Можно ли уберечь психику от последствий буллинга?

Можно ли уберечь психику от последствий буллинга?

В странах Европы и США педагоги и психологи уже осознали серьезность проблемы школьного буллинга. Поэтому во многих странах существует наказание за грубое вторжение в личное пространство школьников, а в уставах школ существуют пункты о запрете на травлю одноклассников. Педагоги проводят мероприятия, способствующие укреплению навыков командной работы, организуют совместные тематические вечера для детей и их родителей.

В России проблема буллинга стоит достаточно остро, но должного внимания ей пока не уделяется. В силу разных причин учителя предпочитают закрывать глаза на случаи травли учеников, а родители могут быть слишком заняты на работе, чтобы увидеть изменения в поведении ребёнка. Тем не менее, при серьезном подходе к делу некоторые неравнодушные родители добиваются успеха.

Самый простой способ избежать последствий буллинга — сменить школу. Но гарантии того, что буллинг не возобновится, не существует. Несмотря на то, что обращения к классному руководителю не приветствуются в школьном коллективе, ребёнку все же следует поговорить с ним, затем обратиться к завучу или директору. Родителям следует оказывать содействие в сборе доказательств травли с целью последующего обращения в правоохранительные органы или прокуратуру. К сожалению, на это мало кто решается, особенно в небольших городах и поселках.

Последствия буллинга для ребёнка или подростка могут оказаться разрушительными — от неврозов и депрессии до суицида. Но чем существеннее поддержка взрослых, тем легче будет пережить последствия школьной травли. После снижения уровня угрозы и изменения жизненных обстоятельств, необходимо пройти консультацию психолога. У одних получается легко забыть о последствиях, другим же так и не удается снова научиться доверять людям.

Принцип «то, что не убивает, делает нас сильнее» работает далеко не для всех. В мировой массовой культуре довольно много историй о благополучном исходе историй буллинга, когда непопулярный подросток вдруг становился популярным. В реальной жизни такое тоже возможно, но не всегда у детей и подростков находится достаточное количество ресурса, чтобы начать работать над собой и развивать свои сильные стороны.

Чем больше поддержки получает школьник в семье, чем больше в него верят родители и учителя, тем больше вероятность минимизации последствий школьной травли и их влияния на взрослую жизнь. При изменении окружения и ситуации ребёнку будет проще забыть о буллинге, повысить самооценку и подчеркнуть сильные стороны личности.

Читайте также

Школьный буллинг: особенности реакции детей и действия родителей
Правильная борьба с преследованиями и издевательствами над ребенком как в раннем возрасте, так и в школе.
Агрессия у детей: ее причины, ошибки и действия родителей
Что делать родителям, чтобы их дети не обижали других? Не допустить этого помогут профилактические меры.
Как сказывается привычка рисковать на семейных отношениях?
Когда риск бывает оправдан? Стоит ли подвергать свою семью стрессу из-за собственной потребности в адреналине?
Дети-агрессоры: кто инициирует травлю?
Буллинг: дети-агрессоры и их жертвы.
Как помочь детям при опасных отношениях в коллективе?
Как родители могут помочь детям при нездоровых отношениях в школьном коллективе?
Психология личности: что такое самосаботаж?
Что скрывается за привычкой откладывать важные дела «на потом»? Как справиться с внутренним сопротивлением?
Опубликовано 01.07.2019 17:51, обновлено 17.04.2020 19:44
Рейтинг статьи:
5,0

Использованные источники

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.