Если ребёнок к 5-6 годам плохо разговаривает или позже плохо воспринимает школьную программу, то это совсем не всегда означает, что есть проблемы с речевым развитием, внимательностью или интеллектом. Причина может быть в нарушении стадий развития фонематического слуха у детей.
Что такое фонематический слух и зачем его развивать
Это умение различать речевые звуки. Физический и фонематический слух различаются друг от друга. Первый позволяет слышать шумы и музыку, а второй — распознавать человеческую речь.
Развитие фонематического слуха начинается в раннем возрасте, а интонационный рисунок родной речи дети начинают усваивать ещё до рождения. Каждый ребёнок уникален, но обычно к четырём годам умение распознавать фонемы родного языка достаточно развито. Если этого не происходит, то малыш может плохо говорить и воспринимать речь на слух, а затем делать множество ошибок в построении форм слов, фразообразовании, орфографии. Именно поэтому в школе могут начаться проблемы с пониманием новых знаний даже в случае высокого IQ.
Например, ми-ш-ка или ми-с-ка могут означать для ребёнка одно и тоже. Это приводит к невыговариванию слов, проглатыванию окончаний. Речь имеет прямо пропорциональную зависимость от фонематического слуха.
Если вовремя не обратиться к специалисту, проблемы будут усугубляться. Школьник начнёт испытывать трудности в русском и иностранном языках, не будет усваивать информацию на уроках, что приведёт к отставанию от одноклассников.
Важно помнить, что нарушения восприятия звуков речи могут быть связаны как с патологиями слуха или высшей нервной деятельности, так и с недоразвитостью навыка. Так что при проблемах ребёнку потребуется комплексное обследование.
Когда нужно начинать развивать фонематический слух
Развитие нужно начинать с раннего возраста. Уже с рождения малыш слышит и распознаёт звуки речи. Если с ребёнком правильно и чётко разговаривать, выделяя слоги и растягивая гласные поначалу, избегать сленга и искажений слов, рассказывать сказки и стихи, то риск нарушения фонематического слуха будет ниже.
Кроме неправильного произношения слов взрослыми, в том числе при речевых дефектах, причинами нарушения звукового восприятия могут стать:
- отсутствие общения с ребёнком;
- заболевания органов слуха;
- черепно-мозговые травмы и другие серьёзные заболевания;
- нарушения центральной нервной системы.
Для выявления истинной причины нужна консультация специалистов: невролога, логопеда и оториноларинголога.
Как распознать нарушения
Если ребёнок плохо вас понимает, переспрашивает и неправильно выговаривает слова, то есть повод обратиться к специалистам.
К четырём годам малыш разговаривает сложными предложениями фразами, умеет задавать вопросы и короткие истории. К шестилетнему возрасту укрепляется правильное произношение всех звуков, присутствуют окончания слов. Только звук «Р» может остаться проблемным. Ребёнок к этому возрасту легко называет разные слова, которые начинаются на одну и ту же букву.
Признаки нарушения:
- Ребёнок заменяет твёрдые звуки на мягкие.
- Переставляет, добавляет или пропускает звуки и/или слоги в словах.
- Не слышит различия между похожими звуками.
В школе признаками могут быть постоянные однотипные ошибки при написании диктантов, медленное чтение и проблема сложить слоги в слова.
Проверить фонематический слух можно самостоятельно. Для этого предложите малышу две картинки. На одном нарисован медведь, а на другом миска. Попросите выбрать ту, на которой нарисован мишка. Или спросите в чём отличие слов: рак и лак, и других похожих по звучанию слов. Если вы видите признаки нарушений, не тяните с визитом к логопеду, потому что после девяти лет исправить нарушение фонематического слуха очень трудно.
Использованы фотоматериалы Unsplash