Психология рисунка — одно из наиболее интересных направлений в практической психологии. Рисуночные тесты, по мнению психологов, могут рассказать о человеке больше, чем он может или хочет рассказать словами. Причем это в равной степени относится и к взрослым, и к детям.
Когда человек начинает рисовать, его рациональная составляющая отступает, и подавленные, неосознаваемые импульсы души находят выход в создаваемом изображении. Особенно ярко это проявляется у детей, более непосредственных и менее хитроумных. Знание основ психологии детского рисунка позволяет внимательным родителям замечать зарождение психологических проблем в самом начале, а детскому психологу рисунок маленького пациента дает отличный диагностический материал.
Рисуночные тесты
Для диагностики важно, чтобы взрослые никак не влияли на процесс рисования. Нужно просто предоставить ребёнку достаточно времени, дать большой лист бумаги и набор разных карандашей. Тема рисунка сообщается максимально просто, без уточнений и наводящих фраз. Если у ребёнка будут возникать вопросы в процессе работы, следует избегать любых подсказок. Но вот записывать все, что малыш спрашивает, о чем просит, в каком порядке начинает рисовать заданные объекты, необходимо. Все эти сведения помогут потом в процессе интерпретации рисунка.
Темы рисунков могут быть разными. Ребёнку можно дать задание нарисовать свой портрет или портреты родителей и родственников, или изобразить всю семью. Показателен известный тест «Дом, Дерево, Человек», способный рассказать многое о своем создателе.
Психология рисунка учитывает возрастные особенности и порой может служить средством диагностики отставания в развитии.
Интерпретация рисунка
Имеет значение все: выбор цветов, композиция, уверенность линий и сила нажима, степень заполненности листа бумаги и расположение отдельных элементов относительно центра.
Преобладание черного цвета говорит об агрессии, а желтый цвет иногда свидетельствует о враждебности, а в других случаях — о нехватке тепла и душевности в семье. Красный цвет выдает стремление к лидерству, а коричневый сообщает об ослабленном здоровье.
Если в нарисованном доме нет окон и дверей, или персонаж стоит спиной к зрителю, психолог может сделать вывод о скрытности и нежелании идти на контакт.
Если, рисуя семью, малыш изображает себя в отдалении от родителей, это может говорить о том, что отец, мать и дитя недостаточно близки и ребёнок одинок. А если он нарисует себя между мамой и папой, то это сообщит о гармонии в семье и чувстве безопасности.
Изображение плохой погоды, туч, деревьев с направленными вниз ветвями — признак тревожности, озабоченности, стресса. Изображение войны, драки иди оружия в руках у персонажей — проявление агрессии.
Важно обращать внимание на пропорции в изображении. Например, если на семейном портрете все фигуры крупнее фигурки автора, даже его младшие братья и сестры, это сообщает, что ребёнок ощущает свою незначительность, ему не хватает внимания и любви. Некоторые члены семьи могут вообще отсутствовать на рисунке, что расскажет психологу о негативном отношении малыша к исключенному из композиции человеку. Впрочем, иногда дети «забывают» изобразить среди членов семьи себя, если они ощущают себя в изоляции. При этом на рисунке могут присутствовать собака, кошка и даже аквариум с рыбками, которым мама и папа уделяют больше внимания, чем автору рисунка.
Но не стоит делать выводы по одному рисунку. Дети обладают ярким восприятием, которое в значительной степени зависит от их минутного настроения, состояния здоровья и многих других факторов. Тем не менее, родителям стоит всматриваться в детские рисунки внимательнее. Иногда в них можно увидеть гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.