Иногда люди — взрослые и дети — демонстрируют разрушительные, неадекватные реакции. Сюда относятся вспышки агрессии, нарушение правил и законов, побеги из дома, грубость в общении, яркие формы протеста, зависимости. Таких «бунтарей» и нарушителей общество, чаще всего, осуждает, в группе детям и взрослым трудно найти своё место, построить дружеские связи. Однако из психологии личности известно, что никто не рождается «плохим», а это значит, что психология девиантного поведения имеет свои причины. Как уберечь ребёнка и как помочь тому, кто «отклоняется» от нормы? Узнаем из этой статьи.
Психологические причины «плохого» поведения
Ребёнок — существо социальное. Во время его воспитания, важно, чтобы все происходило гармонично. Так, дети впитывают в себя все, что «дают» родители — любовь и ласку, запреты и наставления.
- Иногда бывает так, что в системе воспитания возникает «перекос», например, когда родители проявляют лишь любовь и безусловное одобрение, игнорируя приучение к правилам, запретам и дисциплине. Это приводит к тому, что ребёнок привыкает не соблюдать границы, принятые в социальной группе. Так, гиперопека и лояльное отношение вызывают бессознательное желание у ребёнка нарушать правила.
- Другая причина возникновения отклоняющегося поведения — это полное отсутствие понимания и поддержки и демонстрация строгости. Так называемые «ежовые рукавицы» приводят к тому, что ребёнок, чуть повзрослев, стремится почувствовать вкус свободы и начинает нарушать правила.
- Третья причина — это заброшенность ребёнка на всех этапах контакта — эмоциональном, физическом, интеллектуальном. Возникает в асоциальных семьях, где родители чаще всего зависимы или вовсе отсутствуют, а дети предоставлены сами себе. Бессознательно, нарушая правила, они стараются привлечь к себе внимание всеми доступными способами и самым лёгким становится игнорирование запретов, ведь, «хулигана» заметить легче, чем спокойного и послушного ребёнка.
Психофизиологические причины: не спешите винить родителей!
Педагогика и психология девиантного поведения затрагивают также и процессы физиологии. В трудах ученых Алтайского государственного университета говорится о том, что за девиантным поведением не всегда стоит нарушение отношений в семье или в воспитании. Иногда причиной выступают органические повреждения головного мозга, полученные травмы, психические заболевания членов семьи.
В таком случае в помощь семье важно подключать обследование со стороны невролога, психиатра и медикаментозную поддержку, так как за девиантным поведением может скрываться расстройство личности — антисоциальное, параноидное, нарциссическое и другие.
Как помочь ребёнку?
Девиантное поведение замечают сами родители или педагоги. Тогда, в зависимости от ситуации, важно работать с семьёй — родителям заниматься исцелением своих психотравм, освоением собственной роли родительства, а детям посещать занятия с детским психологом.
Ребёнка, который «вышел из берегов», не стоит «лечить» теми же методами, которые сформировали проблему, а вместо этого — заниматься восполнением тех функций, которых ему не хватило в детстве от взрослых людей. Следует помнить, что чем раньше будет выявлено отклоняющееся поведение и оказана помощь специалиста (невролога, психолога, психиатра), тем лучше прогноз и шансы на восстановление детской психики.
Использованы фотоматериалы Unsplash