Психология человека, который с детства не знал ни в чем отказа, создает множество трудностей в повседневной жизни взрослых. Поэтому задача родителей — познакомить ребёнка со словом «нет» еще в самом раннем возрасте. Не только методом введения суровых запретов на многие вещи, но и попробовав научить его адекватно воспринимать отказы и понимать их обоснованность.
Как психология развития детей оценивает необходимость запретов?
Часто можно встретить мнение о том, что ребёнку необходимо позволять абсолютно все. Что только собственный (зачастую отрицательный) опыт способен сформировать объективное отношение к окружающему миру. К сожалению, жизненные реалии таковы, что совсем без запретов обойтись невозможно. Ведь существует вполне ощутимая опасность поражения электрическим током, падения с высоты, отравления бытовой химией или лекарствами, оставленными без присмотра. Но дети, в чьем воспитании редко присутствуют слова «нет» и «нельзя», очень тяжело воспринимают запреты. Они всеми силами им противятся, устраивая истерики и даже демонстрируя акты агрессии по отношению к взрослым. В чем же причина такого поведения? Причина кроется в незрелости детской психологии, так как принятие отказа требует наличия силы воли и самоконтроля, именно тех качеств, которые формируются только при правильном подходе к воспитанию ребёнка.
В психологии воспитания существует ряд приемов, направленных на тренировку силы воли и «сглаживанию» негативного отношения к отказам:
- Ежедневная зарядка или пробежка (учит концентрироваться на одном виде деятельности, не отвлекаться);
- Оставленное лакомство на видном месте, которое нельзя брать без спроса;
- Достаточное время для сна и частые приемы пищи (голодный и невыспавшийся ребёнок хуже себя контролирует).
Внутренняя картина психического здоровья с учетом психологии детей
Существуют различные формы отказов, которые подготавливают психологию детей к принятию запретов. Одной из таких форм является предложение более привлекательной замены требованиям ребёнка (например, вместо мороженного предложить клубнику со сливками и т. д.). Но бывают дети, которые в силу особенностей здоровья , а именно незрелости префронтальных зон мозга, не способны воспринять отказ, какие бы выгоды он не сулил. В этом случае психология детей нуждается в использовании дополнительных приемов.
Нужно переключить механизм яростного отстаивания своих сиюминутных требований в режим «потерпеть, но потом получить нечто лучшее». Чтобы ребёнок мог проявить выдержку и достойно встретить отказ, необходимо, например, поддерживать уровень сахара в крови на должном уровне — это позволит мозгу не реагировать на сигналы о «ложном» голоде. Соответственно ребёнок будет вести себя гораздо спокойнее. Поэтому перед тем как сообщить ребёнку о необходимости, каких либо неприятных для него действий (собираться в детский сад, закончить компьютерную игру) возможно, стоит предложить ему за четверть часа до этого выпить сладкого какао или съесть конфету. Конечно, если ребёнок остальную часть дня питается малоуглеводными продуктами (каши, бобовые, фрукты, овощи, мясо курицы, телятина, рыба) и лишняя порция сладкого не пойдет ему во вред.
Если же ситуация обратная и ребёнок большую часть дня объедается сладким, то его «внутренние настройки» сбиты. Психология детей такова, что сила воли у них крайне слаба. Они не могут смириться с запретами и ограничениями и более того есть риск того, что ребёнок может начать неосознанно «заедать» неприятные для него решения сладким. Какой же выход? В первую очередь — это налаживание правильного питания, режима дня и введение регулярной физической активности. Хорошим способом является также практика правильного дыхания и замедления сердечных сокращений. С маленькими детьми можно применить такой прием: попробовать начать зевать при них и они неосознанно начнут повторять. А зевота — это максимально продолжительный и глубокий вид дыхания. Такое спокойное и ровное дыхание настраивает на более конструктивную работу.
Основы психологии общения детей и родителей
Психология общения взрослых и детей — это бесконечный поиск компромиссов и подбора «ключиков» к собственному ребёнку. Выбрать, какая форм отказа подходит именно этому ребёнку, можно только методом проб и ошибок. Какие же существуют виды запретов? В чем их преимущества и психология каких детей найдет отклик именно на них? Итак, психологи выделяют такие виды запретов:
- Категоричное «нет». Такой запрет в психологии общения с маленькими детьми следует применять только в крайних случаях. Когда под угрозой оказывается безопасность ребёнка (ребёнок свешивается с балкона, хочет перебежать дорогу и т. д.). В остальных случаях ребёнка можно постараться отвлечь на что-либо, детям постарше найти доступное их пониманию объяснение или предложить замену.
- Неопределенное «нет». То есть перенос выполнения обещания на неопределенный срок (завтра, в другой раз). Но таким образом можно добиться лишь кратковременного результата. Маркетологи уверяют в том, что отложенный товар теряет свою привлекательность для взрослого человека в несколько раз. Но психология детей существенно отличается — их потребности со временем только возрастают. И не купленное сегодня мороженое превращается в обещанные завтра два и еще что-нибудь вдобавок. Однако у такого метода есть и ряд преимуществ, он учит ребёнка определенной выдержке. Можно даже предложить малышу засекать время, на которое он сможет удержаться от покупки, поедания сладостей и тому подобного. Хвалить следует за любой результат. Если в семье несколько детей, можно устроить соревнование — это гораздо более действенный метод. Следует учить ребёнка различным тактикам откладывать удовольствие. Например, отдавать сладости кому-то на хранение, переключать внимание на что-либо интересное.
- Ультимативное «нет». Это когда для достижения желаемого перед ребёнком выдвигается ряд встречных требований. Психология общения в этом случае будет заключается в том, что помимо желаемой вещи ребёнок получит еще и одобрение взрослых за выполненное поручение. Однако следует внимательно следить за тем, чтобы усилия, требуемые от ребёнка, были сопоставимы с наградой.
- Занудное «нет». Когда ребёнку начинают перечислять множество понятных только взрослым причин отказа. Успех такого отказа целиком и полностью зависит от ораторского мастерства родителя. Но применять его стоит лишь в том случае, когда объяснение только одно и оно понятно и важно для ребёнка.
Таким образом, понимание принципов построения отказа поможет правильному