Работа психолога с детьми группы риска: о чем необходимо знать

Работа психолога с детьми группы риска — довольно непростая задача ввиду того, что к каждому ребёнку нужно найти подход, а это бывает сложно, долго и не всегда с нужным результатом. Далеко не всё зависит от самого специалиста, так как сильное влияние на ребёнка оказывают семья и окружение, которые зачастую являются неблагополучными. Кроме того, деятельность психолога всегда выстраивается в комплексе: здесь важно участие как детей, так и взрослых (родители, опекуны, педагоги, воспитатели).

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Кто такие дети группы риска

К детям группы риска относят несовершеннолетних, оказавшихся в сложной для них жизненной ситуации, к которым относят, в том числе:

  • неблагополучные, асоциальные семьи;
  • семьи с шатким социально-экономическим положением;
  • проблемы социальной адаптации в обществе;
  • отсутствие родительского надзора или самих родителей;
  • педагогическая запущенность;
  • трудности с обучением;
  • эмоциональные и поведенческие расстройства;
  • нарушения в развитии.

Факторы группы риска у детей — это в большинстве случаев результат функционирования их семей, которые можно обозначить, как семьи социального риска. Это малообеспеченные или некоторые многодетные семьи, неполные семьи или с употребляющими психоактивные вещества родителями, переселенцы или беженцы, безработные семьи, и т. д. В таком окружении дети остаются без родительского надзора, воспитания, помощи, что, как правило, ведет к асоциальному образу жизни несовершеннолетних.

У детей из группы риска фиксируют заметные отклонения в поведении и личностных характеристиках; для них характерна нарушенная социализация. Таким образом, девиантное поведение (отклонение от социальных норм), как и делинквентное (антиобщественное) нередко являются маркерами детей из группы риска. При этом исследователи С. ван Гузен и К. Лэнгли считают, что асоциальное поведение детей следует также рассматривать как проблему неврологического развития.

Как работает психолог с детьми группы риска

У специалистов имеется четкий алгоритм работы:

  • Для начала психолог проводит диагностику: посредством тестов, беседы и наблюдения специалист оценивает социальные навыки ребёнка, уровень психоэмоционального состояния и возможные отклонения.
  • Кроме того, психолог собирает информацию от родителей, учителей, воспитателей, контактирующих с ребёнком.
  • После сбора анамнеза специалист назначает терапию в виде индивидуальных или групповых консультаций, в ходе которых юные пациенты делятся своими переживаниями, прорабатывают психологические и эмоциональные трудности, обучаются социальным навыкам (коммуникация, разрешение конфликтов, командная работа), и т. д.
  • При необходимости психолог вовлекает в процесс терапии родителей, особенно если в семье царит нездоровая атмосфера. В свое время американские исследователи доказали, что у большинства подростков с делинквентным поведением был жестокий, грубый отец, поэтому работа психолога с родителями важна.

Таким образом, основная цель работы психолога состоит не только в выявлении потребностей и проблем «трудных» детей, но и содействии им в социальной адаптации и создании условий для гармоничного развития подрастающего поколения.

Читайте также

В чем заключается работа психолога с группой риска в школе?
Как выявить детей из группы риска и как психолог может им помочь?
Психологические упражнения для детей дома
Как помочь маленькому ребенку самостоятельно справиться с проблемами? Существуют психологические упражнения, которые могут практиковать родители в семье.
Психолог в школе: как он помогает ученикам и родителям?
Чем занимается психолог в школе? Какие задачи он решает? С какими вопросами могут к нему обратиться ученики и их родители?
Коррекция психологического развития ребёнка
Ребёнок стал агрессивным или отстранённым? Возможно, стоит обратиться к специалисту. Расскажем о психологической коррекции.
Обзор терапевтических сказок для детей
С помощью терапевтических сказок можно «достучаться» до ребенка, снизить его тревожность, помочь снять стресс и многое другое. Обзор полезных сказок в данной статье.
Какие задачи решает возрастная и педагогическая психология?
Как применяется возрастная и педагогическая психология при обучении подрастающего поколения? Кто такой педагог-психолог?
Опубликовано 30.01.2025 22:32
Рейтинг статьи:
4,3

Использованные источники

The differential influence of absent and harsh fathers on juvenile delinquency / C. Simmons, L. Steinberg, P. J. Frick, E. Cauffman // J Adolesc 2018
Juvenile delinquency treatment and prevention: a literature review / J. May, K. Osmond, S. Billick // Psychiatr Q 2014
Childhood Antisocial Behavior: A Neurodevelopmental Problem / S. H. M. van Goozen, K. Langley, C. W. Hobson // Annu Rev Psychol 2022
Использованы фотоматериалы Unsplash

Читайте далее

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.