Работа психолога с детьми группы риска — довольно непростая задача ввиду того, что к каждому ребёнку нужно найти подход, а это бывает сложно, долго и не всегда с нужным результатом. Далеко не всё зависит от самого специалиста, так как сильное влияние на ребёнка оказывают семья и окружение, которые зачастую являются неблагополучными. Кроме того, деятельность психолога всегда выстраивается в комплексе: здесь важно участие как детей, так и взрослых (родители, опекуны, педагоги, воспитатели).
Кто такие дети группы риска
К детям группы риска относят несовершеннолетних, оказавшихся в сложной для них жизненной ситуации, к которым относят, в том числе:
- неблагополучные, асоциальные семьи;
- семьи с шатким социально-экономическим положением;
- проблемы социальной адаптации в обществе;
- отсутствие родительского надзора или самих родителей;
- педагогическая запущенность;
- трудности с обучением;
- эмоциональные и поведенческие расстройства;
- нарушения в развитии.
Факторы группы риска у детей — это в большинстве случаев результат функционирования их семей, которые можно обозначить, как семьи социального риска. Это малообеспеченные или некоторые многодетные семьи, неполные семьи или с употребляющими психоактивные вещества родителями, переселенцы или беженцы, безработные семьи, и т. д. В таком окружении дети остаются без родительского надзора, воспитания, помощи, что, как правило, ведет к асоциальному образу жизни несовершеннолетних.
У детей из группы риска фиксируют заметные отклонения в поведении и личностных характеристиках; для них характерна нарушенная социализация. Таким образом, девиантное поведение (отклонение от социальных норм), как и делинквентное (антиобщественное) нередко являются маркерами детей из группы риска. При этом исследователи С. ван Гузен и К. Лэнгли считают, что асоциальное поведение детей следует также рассматривать как проблему неврологического развития.
Как работает психолог с детьми группы риска
У специалистов имеется четкий алгоритм работы:
- Для начала психолог проводит диагностику: посредством тестов, беседы и наблюдения специалист оценивает социальные навыки ребёнка, уровень психоэмоционального состояния и возможные отклонения.
- Кроме того, психолог собирает информацию от родителей, учителей, воспитателей, контактирующих с ребёнком.
- После сбора анамнеза специалист назначает терапию в виде индивидуальных или групповых консультаций, в ходе которых юные пациенты делятся своими переживаниями, прорабатывают психологические и эмоциональные трудности, обучаются социальным навыкам (коммуникация, разрешение конфликтов, командная работа), и т. д.
- При необходимости психолог вовлекает в процесс терапии родителей, особенно если в семье царит нездоровая атмосфера. В свое время американские исследователи доказали, что у большинства подростков с делинквентным поведением был жестокий, грубый отец, поэтому работа психолога с родителями важна.
Таким образом, основная цель работы психолога состоит не только в выявлении потребностей и проблем «трудных» детей, но и содействии им в социальной адаптации и создании условий для гармоничного развития подрастающего поколения.
Использованы фотоматериалы Unsplash