Многие родители «планируют» жизнь ребёнка уже буквально с рождения. Курсы раннего развития, спортивные секции, лучшие гимназии и преподаватели — каждый желает дать своему чаду все самое лучшее. И неудивительно, что таким спросом сейчас пользуются лингвистические школы, куда детей можно отдавать уже с 3 лет для обучения иностранным языкам. А насколько эффективны такие занятия в дошкольном возрасте? Или все же лучше подождать, пока малыш пойдет в первый класс?
Маленьким детям легче дается изучение иностранных языков
Владение иностранными языками — полезные знания. Малышу уже во взрослой жизни они, определенно, пригодятся! И родители даром времени не теряют, стараясь обеспечить для своего ребёнка плодотворную почву для дальнейшего его развития — записывают малыша на раннее обучение иностранным языкам. Как правило, предпочтение отдается английскому.
И во всем этом есть определенный смысл. Считается, что именно в возрасте 3-8 лет детям очень легко дается изучение нового для них языка. И если взрослые, когда начинают учить иностранный, днями и ночами корпят над учебниками, пытаясь осилить «чужое» произношение, то малыш с легкостью осваивает новые знания. Найдя хорошего репетитора, можно добиться того, что уже к школе ребёнок будет знать алфавит изучаемого языка и хорошо произносить простые слова. Теперь нужно будет только постоянно совершенствовать получаемые на школьных уроках знания.
Раннее изучение иностранных языков полезно для развития ребёнка:
- Поскольку занятия проходят в формате игры, это становится отличным «развлечением» для ребёнка. Новые слова, новые лица, новые знания — очень интересно для любознательного малыша.
- Регулярные занятия помогут малышу легче адаптироваться в социуме. Особая польза для стеснительных деток, которым сложно «подружиться» с незнакомым человеком.
- Малыш повышает свою самооценку, получая похвалы за свои успехи в обучении — это точно лишним не будет.
Развитие ребёнка: с какого возраста начинать обучение?
Развитие ребёнка никогда не идет по четко отлаженной «схеме». Каждый малыш индивидуален. И именно индивидуальные особенности развития ребёнка нужно в первую очередь учитывать, решив отдать его на раннее обучение иностранному языку.
Как понять, что ребёнок готов получать такие сложные знания?
- малыш уже четко и ясно разговаривает;
- вы уверены, что в школе ребёнок продолжит изучение иностранного;
- малыш усидчив.
Родители, стараясь побыстрее отдать кроху в «кружок» иностранного языка, совершают большую ошибку — не советуются с логопедом. Неверно полагать, что по-русски ребёнок научиться разговаривать «сам по себе», а вот иностранный нужно осваивать как можно скорее. Но мнение специалиста тут очень важно! Дело в том, что в русском и иностранном языках многие звуки произносятся совсем по-разному. И есть риск, что малыш, у которого еще не встали на место русские звуки, будет «заменять» их английскими, немецкими или французскими — в зависимости от того, какой язык выбран. Речевое развитие ребёнка, в этом случае, только пострадает.
С какими трудностями придется столкнуться?
Наиболее частая проблема, с которой сталкиваются родители, отдавая малышей на раннее обучение иностранным языкам — нежелание деток обучаться. Взрослые, может, и понимают всю важность таких занятий, а вот ребёнку 3-5 лет эти долгосрочные перспективы совершенно непонятны. «Приучить» его к новому распорядку дня, когда нужно регулярно посещать занятия, может быть весьма сложно. Нужно будет хорошенько подумать над мотивацией. И работа преподавателя заключается, в первую очередь, в том, чтобы заинтересовать кроху. «Неправильный» подход специалиста часто только усугубляет проблему — можно надолго отбить у малыша желание изучать «ненужные» ему знания.
Многие дети очень активны. И если спортивные секции (танцы, гимнастика) в полной мере отвечают желанию малыша как можно больше двигаться, то развивающие занятия могут оказаться для него настоящим «испытанием». Родителям нужно четко понимать, а готов ли к этому ребёнок?
Знания, которые получают дети, они постоянно применяют на практике, совершенствуют и развивают. Выучив алфавит, малыш пытается читать на улице вывески; овладевая акварельными красками и кистями, ребёнок развивает воображение. Но иностранные языки — совсем другое дело! Т. е. происходит получение абсолютно новых знаний, а не совершенствование тех, что уже есть в «копилке». Появляется проблема — отсутствует естественная возможно на практике применять эти знания. А это для малышей очень важно, поскольку повышает внутреннюю мотивацию заниматься изучением нового. Родители должны быть готовы к тому, что даже небольшой перерыв в занятиях (например, те же каникулы) может привести к тому, что выученные буквы, слова и фразы легко забудутся ребёнком — буквально так же легко, как и были выучены.
Групповые занятия и репетитор для малыша?
Чтобы ребёнок пошел в школу с уже выстроенной базой к изучению иностранного языка, к выбору обучающих курсов подойдите ответственно.
Малыша можно отдать на групповые занятия или подумать о помощи репетитора. Тут ориентируйтесь на индивидуальные особенности ребёнка, его характер. Многие дети даже к 5 годам неохотно занимаются в группе, а кто-то, наоборот, с удовольствием и энтузиазмом посещает коллективные занятия. Сказать о том, что наиболее эффективно — занятия «тет-а-тет» с преподавателем или в группе с другими детками — сложно. Хорошую базу знаний при правильном подходе учителя даст любой из способов обучения. Тут главное — выбранная специалистом методика. Индивидуальные занятия хороши тем, что все внимание преподавателя направлено только на вашего ребёнка — он сосредоточен и ни на что не отвлекается. В то же время, групповые уроки бывают полезны именно тем, что вокруг присутствуют другие ученики — малыш может «заряжаться» их увлеченностью и энтузиазмом, появляется некий дух соперничества, когда ему хочется быть первым.
Обратите внимание, что занятия не должны длиться долго. Детки 3-5 лет просто неспособны быть сконцентрированы на чем-то одном дольше 20 мин. Поэтому сразу отказывайтесь от предложений тех языковых школ, которые предусматривают часовые занятия — никакой пользы. Оптимальная продолжительность обучающего урока — 30 мин.
Важна регулярность занятий — 2-3 раза в неделю. Но даже в этом случае, не надейтесь, что малыш к школе заговорит на чистом английском. К сожалению, дошкольные занятия иностранными языками не дает 100 %-ных гарантий того, что, уже учась в школе, ребёнок будет успевать по предмету.