11.08.2016 3117

Среднее образование за рубежом: мифы и реальность

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Обеспечить своему чаду образование европейского уровня — заветная мечта, а нередко — и главная цель жизни многих российских родителей. Не секрет, что обучение за рубежом — это успешный старт в будущее, способствующий полноценному развитию ребенка как личности и дарящий ему перспективу максимальной самореализации в дальнейшей взрослой жизни.

С какого возраста лучше всего начинать обучение за границей? Каковы особенности зарубежного образования, насколько оно доступно для россиян и чем следует руководствоваться родителям при выборе детского учебного заведения? Ответить на эти и другие вопросы поможет расследование MedAboutMe.

Распространенные мифы об обучении за границей

Распространенные мифы об обучении за границей

Наряду с финансовой стороной проблемы, принятие родителями решения об учебе ребенка за границей зачастую бывает отягощено влиянием сложившихся в России мифов о зарубежном образовании. Рассмотрим и развенчаем самые популярные заблуждения.

Миф 1. Ребенку легче и комфортнее учиться в «родной» школе

Реальность: В самом деле, начало обучения ребенка за рубежом предполагает прохождение им определенного периода психологической адаптации. Однако сложности данного периода практически не отличаются от тех, что характерны для любых других случаев «привыкания» малыша к непривычным для него условиям. Зарубежная система образования направлена, прежде всего, но то, чтобы сделать учебный процесс максимально интересным и доступным для ребенка. Кроме изучения основных дисциплин, школьники обладают возможностью посещать различные кружки и секции, увлекательно проводя время и активно общаясь со сверстниками. Как показывает практика, большинство российских детей не только быстро и безболезненно адаптируются к новым обстоятельствам, но и выражают желание продолжить учебу за границей после того, как закончат школу.

Миф 2. Языковой барьер — труднопреодолимое препятствие на пути к адаптации

Реальность: Безусловно, необходимость общаться на незнакомом языке сопряжена для ребенка с ощутимым психологическим дискомфортом. Именно поэтому родителям рекомендуется как минимум за год до начала зарубежного обучения вплотную заняться языковой подготовкой своего чада. В достаточной мере владея азами языка страны, в которую он приехал, ребенок сможет в короткие сроки усовершенствовать свои знания посредством повседневного общения с учителями и сверстниками. Как правило, уже спустя два-три месяца словарный запас малыша, при «стартовых» знаниях в 10-20%, расширяется настолько, что он не испытывает затруднений как в восприятии языковой информации, так и в ее донесении до окружающих.

Миф 3. Ребенок без родительского присмотра может «отбиться от рук»

Реальность: Опасения родителей по поводу того, что, оказавшись без их присмотра, ребенок рано или поздно начнет вести «распущенный» образ жизни, совершенно не обоснованы. Во всех зарубежных общеобразовательных учреждениях организован жесткий контроль над соблюдением морально-этических и административных норм и порядков. Существуют конкретные правила, нарушение которых влечет за собой незамедлительное исключение из школы. Таким образом, обучаясь за рубежом, ребенок не только постоянно находится в поле зрения педагогов, но и предельно защищен от «дурного» влияния.

Особенности системы зарубежного школьного образования

Особенности системы зарубежного школьного образования

Система школьного образования за рубежом включает в себя три уровня подготовки:

Начальная школа

Обучение малышей в начальной школе, в зависимости от государственной системы образования, начинается в 4-6-летнем возрасте и длится от четырех до семи лет. Учебный процесс протекает в игровой форме и предполагает отсутствие оценок и разграничения детей на «успевающих» и «неуспевающих». По окончании начальной школы ребенок не сдает никаких выпускных экзаменов.

Средняя школа

Учащимся средней школы, наряду с обязательными основными дисциплинами, предоставляется право самостоятельного выбора дополнительных предметов для изучения. Это обусловлено направленностью школьной программы на обеспечение каждому школьнику достаточной базы знаний для дальнейшего поступления в высшее учебное заведение. В ряде зарубежных средних школ имеет место практика деления учеников по уровню знаний и степени подготовки. Продолжительность обучения варьируется в пределах 3-5 лет.

Старшая школа

Для старшей школы характерна, в первую очередь, академическая направленность: главной целью обучения является интенсивная подготовка учеников к поступлению в ВУЗы. Обязательные дисциплины присутствуют в минимальном количестве; упор в обучении делается на освоение базовых предметов избранного школьником университета. Период обучения в старшей школе составляет, как правило, два-три года.

Важно! Если до поступления в старшие классы подросток учился в другой стране, ему предстоит пройти специальное тестирование, направленное на проверку уровня знаний.

Специфика поступления в зарубежную школу

Специфика поступления в зарубежную школу

Процедура приема учащихся для каждой школы индивидуальна. Упростить процесс выбора учебного заведения поможет посещение официальных сайтов школ, предоставляющих всю информацию о требованиях, предъявляемых при поступлении.

В отличие от правил, действующих в России, поступление в общеобразовательное учреждение за рубежом представляет собой довольно сложный и продолжительный процесс. Прежде всего, ребенку потребуется пройти личное собеседование и тестирование (дистанционное прохождение такого рода процедур практикуется за рубежом достаточно редко), на основе результатов которых комиссия впоследствии вынесет свое решение.

Заявки на обучение чаще всего принимаются в первые месяцы календарного года; что касается их рассмотрения, то оно происходит значительно позже: оглашение решений обычно приходится на конец весны-начало лета.

Получение отказа еще не свидетельствует об окончательной утрате надежды пристроить чадо в определенную школу: не исключен шанс, что в случае недобора ребенок все же будет включен в состав учащихся. Тем не менее, родителям рекомендуется подстраховаться и подать заявку не в одно, а сразу в несколько учебных заведений.

Во сколько лет лучше всего отправлять ребенка на обучение за рубеж?

Педагоги и психологи считают нежелательным раннее обучение ребенка за рубежом, если оно предполагает разлуку с родителями. Отсутствие повседневной опеки близких людей, наряду со сложностями адаптации, может обернуться для малыша тяжелой психологической травмой. В случае же, если в период обучения родители будут находиться рядом со своим чадом, нет никаких препятствий к тому, чтобы отдать ребенка в начальную школу.

Для начала зарубежного обучения с проживанием в пансионате наиболее оптимальным считается возраст 10-15 лет. В это время дети, как правило, уже вполне самостоятельны и коммуникабельны, обладают достаточными навыками адаптации и при этом не менее, чем малыши, способны успешно овладеть навыками общения на иностранном языке.

В более позднем возрасте устроить подростка в зарубежную школу может оказаться для родителей довольно сложно. Многие страны, предъявляющие строгие требования к образованию (например, Англия и Швейцария) вообще не принимают в старшие классы школьников из-за рубежа. Поэтому обучение вдали от родителей лучше всего начинать со средней школы. При желании и возможности, ничто не помешает в дальнейшем перевести ребенка в другое, более престижное, общеобразовательное учреждение.

Сколько стоит обучение в школе за рубежом?

Сколько стоит обучение в школе за рубежом?

В некоторых странах (США, Великобритания, Канада, Голландия, Китая, Италия и др.) сегодня действуют специальные программы бесплатного обучения, в соответствии с которыми учащимся, приехавшим из-за рубежа, выплачиваются стипендии. Однако следует отметить, что конкурс на получение такого гранта более чем сложен, поскольку число предоставляемых бесплатных мест относительно невелико.