Иностранный как родной: языковое обучение ребенка

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Ребёнок должен знать английский либо немецкий. А еще лучше выучить сразу несколько иностранных языков. Так считают некоторые родители. Когда начать обучение языкам, где и как лучше заниматься и не повредит ли такая нагрузка физическому и психологическому здоровью малыша?

Мотивация родителей и права ребёнка

Родители стараются по возможности раньше начать лингвистическое развитие ребёнка, обучая его иностранным языкам. Мотивация их заключается в следующем:

  • знание языков поможет в будущем получить хорошую профессию и занять достойное место в обществе;
  • владение иностранными языками расширит горизонты общения ребёнка, повысит его уровень социализации.

В некоторых случаях имеет место и мотивы такого типа: «Мой ребёнок лучше всех», которые нередко приводят к тому, что родители слишком «поднимают планку», а это может негативно отразиться на психологическом здоровье малыша.

Поэтому, собираясь учить ребёнка языкам, нужно честно обозначить цель обучения и подумать, готов ли он (в том числе и психологически) к такого рода занятиям? Может быть, имеет смысл учесть права ребёнка на собственный выбор и вместо освоения «полезного» языка развивать иные способности, которые тоже могут быть востребованы в его взрослом будущем?

Развитие ребёнка: когда начинать обучение?

Развитие ребёнка: когда начинать обучение?

Наиболее подходящим для овладения многими знаниями и навыками, в том числе и языковыми, считается возраст от трех до девяти лет. Но в это время развитие ребёнка еще проходит не до конца осознанно. Это означает, что все приобретенные знания и умения, если их не использовать и не повторять, довольно скоро сотрутся из памяти. И восстановить их будет не так просто. Другими словами, в процессе обучения малыша иностранному языку требуется непрерывная языковая практика. И если взрослые не уверены, что у него будет возможность регулярно закреплять навыки разговорной речи, общаясь с окружающими, с обучением лучше повременить.

Изучение другого языка в дошкольном и младшем школьном возрасте способствует:

  • фонетическому развитию ребёнка — способности различать звуки разговорной речи, а также формированию понятия о разнообразии их в окружающей среде;
  • развитию коммуникабельности и умения четко и ясно излагать мысли;
  • развитию мышления, укреплению памяти, появлению способности выполнять несколько задач одновременно.

Тем не менее, если у малыша имеют место логопедические проблемы, вызывающие трудности в использовании родного языка, с освоением иностранного лучше повременить.

Родители и преподаватели: способы обучения иностранным языкам

Существует несколько способов обучения:

  • Один родитель в совершенстве владеет иностранным языком. Так бывает в билингвальных семьях, то есть в тех, в которых родители разговаривают друг с другом на двух языках. Принцип обучения прост — мама, к примеру, общается с малышом исключительно на английском языке, а отец — на русском. Здесь главное — не путать роли.
  • Родители владеют одним языком (родным), а в учебном либо дошкольном учреждении ребёнок осваивает другой. Такой метод обычно используется в семьях иммигрантов либо представителей малых народностей.
  • Родители используют для общения с ребёнком два языка, но разделяют их по определенному признаку — ситуации либо дням недели (один день семья общается только на русском, один — только на английском).
  • Один из родителей владеет языком не в совершенстве, но его знания позволяют общаться на нем с ребёнком на несложные бытовые темы.
  • Ребёнок занимается под руководством преподавателя. Как правило, подобный метод используется в период обучения в школе для закрепления или углубления полученных там знаний.
  • Даже если родители не знают иностранного языка, все равно можно выучить некоторые фразы, чтобы помогать малышу в начале обучения. Например, можно желать ему на английском доброго утра или спокойной ночи, называть предметы и так далее.
  • Обучение ребёнка в группе. Рекомендуется в таких случаях, когда родители не имеют возможности общаться на изучаемом языке. Ребёнок закрепляет полученные знания и навыки, общаясь с другими детьми.

Обучение языкам с точки зрения ребёнка

Обучение языкам с точки зрения ребёнка

Ребёнок воспринимает обучение второму языку как новую игру, возможности которой им еще до конца не изведаны. И чем больше у человека в детстве подобных «развлечений», тем больше он получит возможностей для продуктивного общения во взрослой жизни, что чрезвычайно важно в процессе формирования его мировоззрения.

Человек взрослеет, познавая окружающий его мир. Знания и навыки, полученные в детстве, помогут самореализоваться в мире взрослых. А пока он маленький, владение иностранным языком дает право ребёнку чувствовать свою «особенность» по сравнению с остальными детьми, что тоже неплохо, потому как способствует повышению самооценки.

Основная задача взрослых, самостоятельно занимающихся с ребёнком — заинтересовать, но не загрузить. Дозируйте нагрузки, обучение должно быть комфортным и ни при каких обстоятельствах не принудительным. Учитывайте права ребёнка — правило: «чем больше, тем лучше» здесь не работает.

В процессе обучения специалисты рекомендуют:

  • разговаривать с малышом на изучаемом языке по полчаса каждый день;
  • смотреть мультфильмы, слушать и рассказывать истории;
  • включать в обучение элемент игры;
  • регулярно вводить новые слова, расширяя словарный запас за счет несложных тем — «дом», «семья», «природа» и так далее.

Полезно изучать язык при помощи простых стихотворений и песен. Во-первых, детям легче запоминать рифмованные фразы. А во-вторых — так можно превратить скучное обучение в занимательную игру.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Как прием лекарств влияет на состояние полости рта?

Побочные эффекты лекарств: активация бактерий, вызывающих кариес и воспаление десен.

8 причин повышенной чувствительности зубов

Почему возникает чувствительность зубов и как с ней справиться?

Геморрой: средства для борьбы с заболеванием

Какие лекарственные препараты помогут справиться с симптомами геморроя?

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

Насморк: почему течет из носа?

Насморк вызывает отек слизистой, что не позволяет носу нормально дышать. Как проходит лечение насморка в зависимости от его вида?

Чистая кожа и уверенность в себе: как удалить бородавки и папилломы в домашних условиях?

При наличии на теле бородавок и папиллом можно использовать средство на основе чистотела и очистить кожу.
Опубликовано 12.10.2017 11:19, обновлено 13.03.2023 20:21
Рейтинг статьи:
5,0

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Психологические особенности освоения транскрипции при изучении английского языка удмуртами и русскими / Хотинец В.Ю., Кожевникова О.В. // Вопросы психологии 2009 №6

Читайте также

Раннее обучение детей иностранным языкам: «за» и «против»
Чтобы от раннего обучения иностранному была польза, нужна правильная организация занятий – без специалиста не обойтись. Когда лучше начинать обучение?
Как привить ребенку интерес к английскому языку
Во сколько начинать обучение малыша и как? Что делать, если ребенку скучно и он не любит занятия? Практические советы от экспертов, которые работают.
Как школьнику полюбить уроки английского языка?
Какие методы обучения помогут школьнику полюбить уроки английского языка?