Развитие общения детей дошкольного возраста

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Развитие общения детей дошкольного возраста происходит поэтапно и имеет определенные особенности как в случае взаимодействия со взрослыми, так и со сверстниками. При этом внимание родителей к проблемам в общении у своего ребёнка и своевременное их преодоление окажет существенное положительное влияние на социализацию ребёнка в дальнейшем.

Формы общения дошкольников

Особенности развития общения детей предполагают поэтапный переход от одной формы общения к другой в зависимости от возраста. Психология развития выделяет три этапа общения ребёнка дошкольного возраста со сверстниками:

  • Эмоционально-практический.

Характерен для младшего дошкольного возраста и отличается абсолютной привязкой к конкретной ситуации. Ребёнок относится к сверстникам преимущественно доброжелательно и ставит целью своего общения получение эмоционального отклика от другого ребёнка. Сверстники интересны малышу, однако новый предмет, введенный в игру, легко может переключить его внимание на себя.

  • Ситуативно-деловой.

С 4 до 6 лет, когда основная масса детей посещает детский сад, интерес к сверстникам и взаимодействию с ними повышается, тогда как роль взрослого постепенно отходит на второй план. Это период ролевых игр, когда дети играют уже не рядом, а вместе, учитывая действия другого для того, чтобы достичь некоторого результата. Из негативных явлений для этого периода характерно возникновение таких проявлений, как обида, ревность или зависть.

  • Внеситуативный.

Тип общения, который проявляется к 6-7 годам и отличается большим вниманием к партнеру по общению, а также повышению доброжелательности. Уже в этом возрасте большинство детей обзаводятся друзьями, выказывают определенные эмоциональные предпочтения к другим детям. Образ сверстника в глазах ребёнка не привязан к конкретной ситуации, дети чувствуют других детей как отдельные личности и принимают их значимость.

Это общие для большинства этапы, которые могут различаться в зависимости от особенностей конкретного ребёнка.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Возможные проблемы общения

Развитие общения детей дошкольного возраста может быть сопряжено с определенными сложностями. Дошкольное развитие ребёнка может проходить на фоне его повышенной обидчивости, агрессивности, застенчивости или демонстративного поведения. Все эти межличностные проблемы являются следствием излишней фиксации ребёнка на себе и острого аффективного переживания отношения других к собственной персоне. Возможная оценка других становится центром переживаний и заслоняет другие важные аспекты общения. Для того, чтобы устранить подобные проявления, способные вызывать затруднения в общении дошкольника со сверстниками, родителям необходимо осознать проблему и принять возможные меры для ее разрешения. Игнорирование или перенос причины проблем в общении вовне вместо принятия факта необходимости работы с ребёнком не исправят ситуации.

Читайте также

Особенности общения детей дошкольного возраста
Чувства и эмоции ребенка во время общения со сверстниками. Помощь родителей в налаживании контакта с окружающими.
Общение детей среди ровесников
Как родители могут советами помочь детям завоевать авторитет среди сверстников.
Пять лет. Дошкольный период

Приближается очередная круглая дата — пять лет вашему ребенку. Как быстро летит время. Не успеешь оглянуться — уже пора в школу. А пока у малыша начался один из важных этапов в жизни — дошкольный период.

Дошкольный возраст: полезный гид для родителей, которые воспитывают дошколят
Как правильно пройти все кризисы воспитания детей дошкольного возраста: полезные советы и рекомендации от экспертов
Проблемы психологического развития ребенка дошкольного возраста
С какими проблемами могут столкнуться родители дошкольников? Что делать в такой ситуации?
Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста
Поощряйте детские ролевые игры, ведь это не только развлечение, но и шанс весело и непринужденно научиться чему-нибудь полезному.
Опубликовано 07.03.2016 12:44, обновлено 17.04.2020 19:12
Рейтинг статьи:
4,6

Читайте далее

Что делать при порезах и ссадинах: советы

Незначительные порезы и царапины обычно не требуют поездки в отделение неотложной помощи. Тем не менее, надлежащий уход необходим, чтобы избежать инфекции или других осложнений.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.