Развитие общения детей дошкольного возраста происходит поэтапно и имеет определенные особенности как в случае взаимодействия со взрослыми, так и со сверстниками. При этом внимание родителей к проблемам в общении у своего ребёнка и своевременное их преодоление окажет существенное положительное влияние на социализацию ребёнка в дальнейшем.
Формы общения дошкольников
Особенности развития общения детей предполагают поэтапный переход от одной формы общения к другой в зависимости от возраста. Психология развития выделяет три этапа общения ребёнка дошкольного возраста со сверстниками:
- Эмоционально-практический.
Характерен для младшего дошкольного возраста и отличается абсолютной привязкой к конкретной ситуации. Ребёнок относится к сверстникам преимущественно доброжелательно и ставит целью своего общения получение эмоционального отклика от другого ребёнка. Сверстники интересны малышу, однако новый предмет, введенный в игру, легко может переключить его внимание на себя.
- Ситуативно-деловой.
С 4 до 6 лет, когда основная масса детей посещает детский сад, интерес к сверстникам и взаимодействию с ними повышается, тогда как роль взрослого постепенно отходит на второй план. Это период ролевых игр, когда дети играют уже не рядом, а вместе, учитывая действия другого для того, чтобы достичь некоторого результата. Из негативных явлений для этого периода характерно возникновение таких проявлений, как обида, ревность или зависть.
- Внеситуативный.
Тип общения, который проявляется к 6-7 годам и отличается большим вниманием к партнеру по общению, а также повышению доброжелательности. Уже в этом возрасте большинство детей обзаводятся друзьями, выказывают определенные эмоциональные предпочтения к другим детям. Образ сверстника в глазах ребёнка не привязан к конкретной ситуации, дети чувствуют других детей как отдельные личности и принимают их значимость.
Это общие для большинства этапы, которые могут различаться в зависимости от особенностей конкретного ребёнка.
Возможные проблемы общения
Развитие общения детей дошкольного возраста может быть сопряжено с определенными сложностями. Дошкольное развитие ребёнка может проходить на фоне его повышенной обидчивости, агрессивности, застенчивости или демонстративного поведения. Все эти межличностные проблемы являются следствием излишней фиксации ребёнка на себе и острого аффективного переживания отношения других к собственной персоне. Возможная оценка других становится центром переживаний и заслоняет другие важные аспекты общения. Для того, чтобы устранить подобные проявления, способные вызывать затруднения в общении дошкольника со сверстниками, родителям необходимо осознать проблему и принять возможные меры для ее разрешения. Игнорирование или перенос причины проблем в общении вовне вместо принятия факта необходимости работы с ребёнком не исправят ситуации.