27.05.2017 4661

Особенности общения детей дошкольного возраста

Ребенок растет и взрослеет очень быстро. В первые месяцы кроха в основном контактирует с родителями и близкими родственниками. С каждым годом круг общения расширяется. Мир дошкольника уже не может ограничиваться семьей. Малыш начинает общаться со сверстниками: с кем-то пытается подружиться, а с другими конфликтует. Психологи утверждают, что в каждой детсадовской группе «бурлит» интересная жизнь, которая порой напоминает сценарий драматичного фильма. Детские отношения складываются непросто. Мальчики и девочки мирятся и ссорятся, дружат и придумывают друг другу клички, помогают преодолевать трудности и «пакостят», обижаются и признаются в любви, ревнуют.

Отношение взрослых к чувствам ребенка

Отношение взрослых к чувствам ребенка

Отношения детей разнообразны и непредсказуемы, и любые эмоции малыши переживают очень остро, а порой и болезненно. Эмоциональная напряженность в детских отношениях, так же как и конфликтность, выше, нежели у взрослых людей. К сожалению, чаще всего, родственники и воспитатели даже не догадываются, насколько многогранны и глубоки чувства, которые переживают малыши, и по этой причине не обращают внимания на ссоры, детские слезы и обиды. Или же не придают им большого значения.

А ведь эти отношения накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. Опыт детского общения является фундаментом для развития личности крохи. Им определяется отношение к окружающим людям и самому себе. Обидно, если первый опыт познания мира носит отрицательную окраску. Родители должны понимать, что негатив к людям вырабатывается и закрепляется в детские годы, и впоследствии может иметь грустные результаты.

Общение дошкольников со взрослыми и ровесниками

Со сверстниками ребенок общается не так, как со взрослыми. Дети не боятся проявлять свои эмоции, играя и контактируя с другими детьми: громко смеются, кричат, визжат. С людьми старшего возраста крохи ведут себя более сдержанно, они стараются говорить спокойно и тихо, нередко стесняются.

По мнению психологов, примерно с четырех—пяти лет для ребенка становится более предпочтительным общение со сверстниками, которое отличается нестандартностью. Дети могут вести себя раскрепощенно, свободно, естественно. Они показывают друг другу «рожицы», кривляются, обзываются, дразнятся, прыгают, кричат, визжат, играют в догонялки и прятки, могут рассказывать на ходу придуманные истории и т. д.

Большинство взрослых такого поведения не приемлют, они быстро утомляются и стараются как можно быстрее прекратить подобное «бесчинство». Но стоит учитывать, что детям необходима свобода, малыши должны периодически выплескивать свои эмоции и чувства. Именно в обществе одногодок ребенок имеет возможность проявить все свои способности, быть оригинальным и непредсказуемым. Детям обязательно нужно позволять хоть изредка почувствовать полную свободу. Взрослым под силу привить малышам общепринятые нормы поведения, а сверстники раскрывают его индивидуальность.

Со временем мальчики и девочки подчиняются правилам, ведут себя более сдержанно. Особенностью общения детей дошкольного возраста является превалирование инициативных действий, раскованность, применение нестандартных средств взаимодействия. Родители в этом возрасте должны научить ребенка уважать мнение окружающих, налаживать контакты с другими детьми, «слышать» предложения партнера друзей.

Ребенок младшего и среднего дошкольного возраста

Ребенок младшего и среднего дошкольного возраста

Общение детей 2 — 4 лет можно назвать ситуативным, так как оно зависит от действий партнера и обстановки. Ребенок этого возраста будет удовлетворен, если сверстник просто обратит на него внимание и присоединится к игре. В то же время посторонний предмет или возглас может за секунду разрушить возникшую «идиллию».

Отличительной особенностью общения детей являются споры и борьба за игрушки. Яркие, красивые, необычные игрушки сразу же становятся яблоком раздора. Малыши готовы любой ценой отвоевать свое. Нередко конфликт перерастает в драку и заканчивается слезами.

Примерно к пяти годам происходит перелом в отношениях с ровесниками. В это время одногодки становятся еще более привлекательными для ребенка, а общение с ними занимает в его детской жизни огромное значение.

Дети начинают понимать, что со сверстниками играть интереснее, нежели со взрослыми. Зачастую именно игра становится основным содержанием их встреч. Они стремятся получить результат, выиграть, пытаются понять действия партнера и согласовать их со своими. Другими словами — учатся сотрудничать. Ребенок начинает ощущать потребность в признании, а также пытается дать оценку поступкам и поведению других детей.

В отношениях уже улавливаются нотки конкуренции. Именно в этом возрасте очень часто успехи одногодок вызывают негодование, а промахи - радость, которую дети даже не пытаются скрыть. Мнение взрослых, которое не совпадает с мнением ребенка, может вызвать бурную реакцию и негативные эмоции.

Все чаще родителям приходится сталкиваться с порывами зависти, обиды, проявлениями ревности. Одним из средств, которые помогут нормальному общению с ребенком, остается игра. В этом возрасте взрослым необходимо учить малышей терпимости и уважению к мнению других детей, привлекать к совместным играм, а также самостоятельно придумывать себе увлекательное времяпровождение.

Общение старших дошкольников: эмоции и чувства детей

Общение старших дошкольников: эмоции и чувства детей

В возрасте шести лет отношения детей со сверстниками меняется. Общение, чаще всего, уже не зависит от обстоятельств. Ребенок ощущает потребность поделиться своими взглядами, планами на будущее, он с удовольствием рассказывает о себе и оценивает черты характера и поведение друзей.

То есть, общение уже не сводится к играм и игрушкам. Дети разговаривают и обмениваются мыслями без каких-либо практических действий. Чувство соперничества и конкуренции остается, но именно в это время зарождается умение замечать не только победы и неудачи партнеров, но также понимать их настроение, желания, интересы.

Ребенку интересно знать мнение друга, он расспрашивает, где тот был, что видел, с кем общался. И самое главное, что чувство злорадства и зависти проявляются все реже. У детей появляется неподдельный интерес к ровесникам, зачастую не зависящий от достижений и игрушек, которыми они владеют. Ребятишки проявляют чувство сопереживания и радуются успехам друзей.

Конец дошкольного периода можно охарактеризовать появлением привязанностей и зарождению первых, еще не окрепших, ростков дружбы. В этот период дети болезненно переживают, если им не отвечают взаимностью. Родители обязательно должны поддерживать малыша: ребенку важно знать, что он всегда может обратиться за помощью к маме и папе, поделиться своими переживаниями и огорчениями.