Второй год жизни ребёнка — очень интересный этап. Дети более осознанно взаимодействуют со взрослыми, уже могут выражать свои просьбы и с удовольствием участвуют в простых играх. В этом возрасте очень важно уделять время и внимание развитию малыша. Ребёнок впитывает информацию, как губка, копирует взрослых и изучает, как устроен мир. Поэтому нужно обеспечить всестороннее развитие ребёнка второго года жизни — это важно для его физического, психологического и эмоционального состояния.
Физическое развитие
Активные занятия необходимы для полноценного физического развития ребёнка. Обычные физические упражнения часто кажутся детям скучным и неинтересным занятием, поэтому важно организовать активные игры.
Ребёнок с удовольствием побегает вместе с родителями, повисит на турнике со страховкой взрослого или поприседает. Хорошо тренируют координацию прыжки. Можно придерживать малыша за руку или предложить ему опору, а потом попросить его попрыгать без страховки. Игра в «зайчика-попрыгайчика» — тоже отличная физическая нагрузка. Прыжки развивают умение держать баланс и координировать свои действия, укрепляют мышцы.
Очень полезно посещать бассейн. Инструктор поможет малышу комфортно себя чувствовать в воде, обеспечит правильную нагрузку на все группы мышц. Такие занятия не только сформируют важный навык держаться на воде, но и станут отличными закаливающими процедурами, укрепляющими иммунитет.
Учёные Американской академии педиатрии после ряда исследований пришли к выводу, что просмотр телевизора и гаджеты негативно влияют на развитие речи и когнитивных способностей у детей до 2 лет, так что не спешите включать телевизор, а лучше вместе поиграйте!
Развивающие занятия
На втором году жизни можно предлагать детям разные занятия. Игры на логику будут развивать мышление, умение делать выводы и устанавливать причинно-следственную связь. Командные игры научат взаимодействовать с окружающими, договариваться, отстаивать своё мнение и находить общий язык. Творческие занятия развивают креативное мышление.
В этом возрасте нужно знакомить малыша с разными видами деятельности, чтобы он полноценно и всесторонне развивался. Игры лучше проводить по 10-15 минут — тогда ребёнок будет увлечён и полностью погрузится в процесс. Если вы видите, что ему надоело, смените игру.
На втором году жизни нужно развивать мелкую моторику. Для этого подойдут различные сортеры, игры-шнуровки, крупные пазлы. Можно предлагать малышу разные варианты игр для развития мелкой моторики, главное — они должны быть безопасными. Убедитесь, что нет мелких деталей, которые малыш может проглотить или случайно засунуть себе в ухо или в нос.
Обязательно должны быть сюжетные игры. Они помогают понять, как устроен мир. Через сюжетные игры ребёнок знакомится с разными социальными ролями, характерами, обязанностями и ответственностью. Игры в «дочки-матери», «в магазин» или «в доктора» — самый простой, понятный и увлекательный способ изучить мир в этом возрасте.
Игры на проявление эмоций помогают малышу понять свои чувства. Расскажите и продемонстрируйте мимикой, как меняется настроение, когда человек расстроен или счастлив, как он грустит или радуется, как злится или обижается. Попросите ребёнка выразить свои эмоции сейчас или на воображаемую ситуацию.
Американские учёные пришли к выводу, что речевые результаты в немалой степени зависят от приобретенных компетенций в течение первого и второго года жизни. Поэтому родителям нужно больше разговаривать с ребёнком и проводить занятия на развитие речи.
На втором году жизни у детей появляются личные предпочтения, поэтому родителям стоит обязательно учитывать, что нравится или не нравится малышу. Поощряйте желание ребёнка быть самостоятельным, давайте ему возможность изучать мир и делать свои маленькие, но такие важные для его развития ошибки, но при этом не позволяйте переходить границы дозволенного, если речь идёт о безопасности.