Развитие слабовидящих детей имеет ряд особенностей, обусловленных нарушениями зрительной функции. Не имея возможности видеть окружающий мир в полном объёме, ребёнок адаптируется к нему не так, как другие дети. В первую очередь полное или частичное отсутствие зрения нарушает пространственное восприятие и снижает двигательную активность малыша. Кроме того, у слабовидящего ребёнка отсутствует полноценное представление об окружающих предметах и явлениях, что влияет на его познавательную активность, логику и общее интеллектуальное развитие. Однако у малыша с патологией зрения очень хорошо развиты тактильные, слуховые и обонятельные функции, с помощью которых он компенсирует недостаток зрительной информации.
Особенности развития детей с дефектом зрения
Развитие слабовидящих детей примерно до 2-х месяцев ничем не отличается от развития здоровых младенцев. Но как только ребёнок, согласно возрастным нормам, должен учиться самостоятельно переворачиваться, фокусировать взгляд на движущихся предметах и интересоваться игрушками, патология становится заметной даже для неспециалистов. Малыш с данным нарушением существенно отстает от сверстников в деятельности, связанной со зрительной реакцией. Но вместе с тем он опережает здоровых детей в сфере слухового и тактильного восприятия.
Развитие слабовидящих детей постепенно приобретает несколько характерных особенностей:
- низкая физическая активность.
Слабовидящий ребёнок ограничен в пространстве. Он не может свободно бегать, прыгать и овладевать физическими навыками, как другие дети. Освоение ребёнком простейших физических движений, таких как переворачивание, ползание и ходьба, возможно только при поддержке родителей и специалистов;
- отставание в психическом развитии.
Ребёнок с аномалией зрения недополучает информацию об окружающих предметах и явлениях, в связи с чем, темп его психического созревания несколько замедлен. Ребёнок не может опереться на зрительные образы, поэтому его представление об окружающем мире носит не полноценный, отрывочный характер. Чтобы подкорректировать психику малыша, родителям и педагогам необходимо развивать компенсаторные способы познания мира, а именно — слуховое и тактильное восприятие;
- замедленное речевое развитие.
Нарушенное зрение не влияет на механизм воспроизведения речи. Однако слепой или слабовидящий ребёнок лишен возможности имитировать работу артикуляционного аппарата взрослых, из-за чего в его речи часто наблюдаются дефекты произношения. Кроме того, слабовидящие дети не владеют навыком соотношения слова с предметами, что обедняет их словарный запас.
Слепые и слабовидящие дети с самого раннего возраста нуждаются в полноценной психолого-педагогической поддержке. Специализированное обучение поможет малышам адаптироваться к окружающему миру, а также поспособствует их всестороннему развитию.