Развитие слухового восприятия у детей состоит из двух этапов: вначале ребёнок учится различать звуки окружающего мира, а затем идентифицировать речь людей. Слуховое восприятие бывает физическим и фонетическим. Умение слышать, понимать и отличать звуки помогает детям ориентироваться в окружающем мире, а также становится базой для планомерного развития речевых навыков.
Итак, как же должен развиваться слух у детей?
Развитие физического (неречевого) слуха
Уже с первых дней жизни ребёнок воспринимает различные звуки окружающего мира, однако примерно до месяца он не разделяет их по громкости, интенсивности и характеру звучания. Этот навык, являясь врожденным умением, развивается абсолютно у всех детей, за исключением тех случаев, когда у ребёнка наблюдаются серьезные проблемы в строении слухового аппарата.
Физический слух необходим нам для ориентировки в окружающем мире. Становясь старше, ребёнок сможет сопоставлять звук с действием. Например, по интенсивности и громкости автомобильного шума можно понять, насколько далеко от нас находится машина, даже не смотря на нее.
Развитие слухового восприятия у детей, особенно его физической составляющей, зависит от разнообразия звуков в жизни ребёнка. Чтобы поспособствовать формированию тонкого слуха, неонатологи рекомендуют родителям с самого раннего возраста прививать детям любовь к музыке. Кроме того, физический слух хорошо развивают звуки живой и неживой природы — мяуканье кошки, пение птиц, шум дождя, звучание ветра и т.д.
Развитие фонематического (речевого) слуха
Фонематический слух является основой речи ребёнка. Благодаря этому умению ребёнок может воспринимать и различать на слух звуки родного языка, а также дифференцировать сочетания речевых звуков — слоги, слова, предложения и т.д.
Практически сразу после рождения ребёнок способен отличить голос матери от голосов других людей. Но поначалу этот навык базируется только лишь на интонационном окрасе, то есть, младенец еще не различает отдельных речевых звуков. Первое проявление фонематического слуха появляется у ребёнка ближе к трем месяцам, когда он реагирует на голоса родных, а также осваивает первый лепет.
Для развития фонематических способностей ребёнка родителям нужно чаще разговаривать с ним. При этом следует уделять пристальное внимание правильности своего произношения, артикуляционной и интонационной выразительности.
Нормы слухового развития у детей
Развитие слухового восприятия у детей должно соответствовать следующим нормам:
1-3 месяца — ребёнок оживляется, когда слышит человеческую речь.
4-5 месяцев — ребёнок лепечет и гулит, быстро реагирует на посторонние шумы.
6 месяцев — 1 год — ребёнок слышит не только громкие звуки, но и шепот. Узнает знакомые шумы (дождь, звучание песен и т.д.).
1 год — 1,5 года — ребёнок имитирует голоса взрослых, подражает животным. Может произнести около 10 слов.
2 года — слышит речь с расстояния 5-ти метров. Определяет источник звука, не видя его.
3 года — различает мелодии. Использует в своей речи интонационную выразительность (может говорить тихо, громко, взволновано, удивленно и т.д.).