26.09.2016 9173

Особенности реабилитации детей с нарушениями слуха

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Григорьева Наталья Вячеславовна

Ежегодно каждое последнее воскресенье сентября во всем мире отмечается Международный день глухих, главная цель которого – привлечь внимание общества к проблемам людей с ограниченными возможностями. Инвалидизирующими нарушениями слухового восприятия сегодня страдает более 360 миллионов жителей планеты, и почти десятую часть этого огромного числа составляют дети младенческого, раннего и школьного возраста.

Каковы причины врожденных и приобретенных нарушений слуха у детей, как осуществляется лечение маленьких пациентов и какую роль в этом процессе играют специальные реабилитационные мероприятия? Ответить на эти и другие вопросы поможет расследование от MedAboutMe.

Нарушения слуха у детей: классификация патологии

Нарушения слуха у детей: классификация патологии

Под нарушением слуха принято подразумевать частичную или абсолютную утрату человеком возможности восприятия и распознавания звуков. Речь о глухоте ведется специалистами тогда, когда имеет место полная потеря слуха; во всех остальных случаях патология обозначается термином «тугоухость».

В зависимости от природы происхождения, нарушения слуха классифицируют на три категории:

  • наследственные (передающиеся от родителей детям на генетическом уровне);
  • врожденные (обусловленные нарушениями внутриутробного развития плода или родовыми травмами);
  • приобретенные (возникающие в течение жизни пациента как следствие перенесенных болезней, травм, токсического воздействия медикаментов и т.д.)

Абсолютная глухота у детей встречается достаточно редко; чаще всего у малышей диагностируются слабая или выраженная тугоухость. В первом случае патология характеризуется умеренным снижением качества слуха, во втором – сохранностью у ребенка способности различать только громкие звуки, источник которых находится непосредственно вблизи от уха. Любая степень тугоухости у ребенка требует своевременных диагностики и лечения. При отсутствии специальных терапевтических мероприятий, патология может прогрессировать, оказывая крайне негативное влияние на речевые способности ребенка и на его общее развитие.

Причины тугоухости и глухоты у детей

Наряду с генетическими причинами, нарушения слуха у детей нередко бывают обусловлены следующими факторами:

  • инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания (краснуха, грипп, токсоплазмоз, корь, герпес, сифилис и др.);
  • прием будущей матерью ототоксичных медикаментозных препаратов, в частности – антибиотиков группы аминогликозидов и макролидов, противомалярийных и цитотоксических лекарственных средств;
  • врожденные пороки развития у ребенка, в том числе – аномалии строения уха или черепа;
  • родовые травмы новорожденных, детский церебральный паралич;
  • поражение слухового нерва, как осложнение перенесенной ребенком гемолитической болезни новорожденных или ядерной желтухи;
  • осложнения детских инфекционных заболеваний (эпидемического паротита, менингита, энцефалита, отита, кори);
  • лечение ребенка ототоксическими препаратами;
  • повреждения внутреннего уха, черепно-мозговые травмы.

Наличие каждого из вышеобозначенных факторов существенно повышает риск развития врожденных или приобретенных нарушений слуха у ребенка.

Как осуществляются лечение и реабилитация детей с нарушением слуха?

Как осуществляются лечение и реабилитация детей с нарушением слуха?

Коррекционно-реабилитационные мероприятия при нарушениях слуха начинаются сразу же после постановки ребенку диагноза. В зависимости от специфики и степени тяжести патологии, лечение может осуществляться различными способами. К таковым относятся:

  • консервативная терапия;
  • слухопротезирование слуховыми аппаратами;
  • верботональный метод (стимуляция слухового восприятия при помощи специальной акустической аппаратуры);
  • хирургическое лечение (в т. ч. – кохлеарная имплантация).

Кроме медицинских и технических методов, важнейшей составляющей реабилитационных мероприятий при нарушениях слуха у детей являются:

  • Психолого-педагогическая реабилитация, направленная на развитие у ребенка слуха, мышления и речевых навыков.
  • Социально-психологическая реабилитация, ориентированная на полноценную адаптацию ребенка в социуме.
  • Физическая реабилитация, способствующая развитию у ребенка двигательно-координационных способностей и общему укреплению детского организма.

В лечении тяжелых нарушений слуха у детей обычно принимают участие несколько врачей – оториноларинголог, аудиолог, невропатолог, сурдолог. Реабилитационные мероприятия предполагают дополнительное привлечение других специалистов – дефектолога, логопеда, сурдопедагога, социального педагога, детского психолога.

Многочисленные исследования в области детско