Сейчас многие мамы начинают развивать детей чуть ли не с пеленок. И в принципе это верно, ведь формирование логического мышления осуществляется в возрасте полутора-трех с половиной лет. Согласно научным данным, именно до трех лет происходит закладка работы семидесяти процентов головного мозга. А к шести годам до девяноста процентов. Соответственно, развивать малыша до трех лет необходимо. А окажут помощь в этом деле правильно подобранные развивающие игрушки.
Ребёнок от года до двух лет
В этот период малыш, как правило, уже более-менее ходит, его познавательные способности растут, ему надо все потрогать, пощупать, осмотреть, он проявляет интерес к каким-то бытовым приборам, предметам (ложечка, чашечка, расческа и т. д.) и копирует поведение родителей. Игрушки должны учить ребёнка сравнивать формы, размеры предметов. Как и в более раннем возрасте, нужно продолжать развитие мелкой моторики пальцев, координацию движений, логическое мышление, память, внимание, наблюдательность и, конечно же, словарный запас. Будут кстати маленькие ложечки для кормления, удочки с магнитиками, для ловли рыбок, букв, разные кубики, машинки. Следует добавить и шнуровки, где ребёнок через отверстие должен пропускать шнурочки. В этом возрасте ребёнку важно иметь такие игрушки, которые состоят из мелких деталей, из которых получается что-то большое и интересное, целостное. Но опять-таки, нужно помнить о безопасности. Мелкие предметы должны быть под контролем.
Полезная игрушка своими руками
А сейчас мы сделаем игрушку, которая будет развивать и мелкую моторику, и помогать ребёнку решать даже социальные проблемы. Кроме того, благодаря такой игрушке с малышом можно закрепить знания цветов, форм, размеров.
Нам понадобится картонная тарелочка или просто картонка круглой формы. Это будет основа, на которой будут размещены кружочки разного цвета, закрепленные на пуговках. По контуру тарелочки пришиваем семь пуговок, соответствующих семи цветам радуги. Затем нарезаем из разноцветного картона семь кружков таких же цветов и проделываем по центру в каждом из них небольшую прорезь, отверстие, как у рубашки и настегиваем их на пуговки, чтобы цвета пуговок и кружочков не совпадали.
Цель игры состоит в следующем. Прикрепить к каждой пуговке соответствующей ей по цвету кружочек. Голубая пуговка к голубому кружочку, красная к красному, желтая к желтому и т. д. Ребёнок помимо того, что учит цвета, делает еще и определенное действие — наводит порядок, ведь изначально каждой пуговке должен соответствовать такого же цвета кружочек. То есть, все должно быть в порядке, все на своем месте.
Со временем можно немного изменить игру. Попросить ребёнка, чтобы он прикрепил к желтой пуговице, например, голубой кружочек, а к красной пуговке зеленый круг и т.д. Со временем кружочки можно заменить цветочками или листиками, сделав их также из разноцветного картона. Можно сделать каких-то животных.
В этой игре мы также решаем и социальный вопрос, а именно: застегивание пуговиц. С такой игрушкой малыш научится застегивать пуговицы раньше, чем его сверстники.
Дети от двух до трех лет
Ребёнок уже готов к закладке нужной информации, чтению, арифметике, счету. Соответственно, игрушки от двух до трех лет должны быть направлены именно на развитие логического мышления. Сюда можно отнести и конструктор, и книги. Причем родителям полезно начинать читать книги детям как можно раньше, чтобы ребёнок привыкал к восприятию чтения на слух и рассматриванию иллюстраций. Очень важно проигрывать ролевые игры, например, мама кормит ребёночка из посуды, игра во врача и т. д. В этом возрасте дети особенно копирует то, что они видят. При этом у них развивается фантазия, воображение, речь.
Развивающая игра для малыша
Смастерим универсальную игрушку для этого возраста, которая подходит и для мальчиков, и для девочек. Ориентирована она на пополнение словарного запаса. К трем годам ребёнок должен обладать словарным запасом примерно в полторы тысячи слов.
В качестве основы нам понадобится опять плотный картон круглой формы. Берем линейку, карандаш и делим наш круг симметрично с одной и с другой стороны на двенадцать равных секторов. На одной стороне вписываем буквами название животного, а на другой приклеиваем картинку, краткое описание, чем питается. И так все двенадцать животных. Далее вырезаем из журналов или рисуем на небольшом кружке каждое из двенадцати животных и приклеиваем к каждому кружку с животным прищепку, чтобы его в дальнейшем можно было фиксировать на нашем основном круге.
Малышу нужно найти по описанию как выглядит животное и чем питается, а также прикрепить пальчиками соответствующее изображение с прищепкой на большой круг. У нас получается своеобразная двусторонняя игра. Если ребёнку вдруг надоест играть в одну игру, можно просто перевернуть круг и игра изменится. А позже это можно будет использовать при обучении чтению. Он будет уже зрительно запоминать, как выглядит слово «слон», например. Даже не умея еще читать.
Как альтернативный вариант, можно сделать аналогичную игру, но только с природными явлениями, например, к которой можно также добавить еще и звуковые эффекты.
Однако есть игрушки, с которыми лучше не играть. Это игрушки с различными звуковыми сигналами, технические электронные игрушки, которые разговаривают, пляшут. При игре с такой игрушкой ребёнок превращается в зрителя, наблюдателя. При этом он сам не принимает участия, не прикладывает никакой фантазии, воображения. Соответственно, и развития особенно не происходит. Такие игрушки малоэффективны. Если мы хотим, чтобы наш ребёнок был способным, смышленым, достаточно успешным учеником и личностью в дальнейшей жизни, то нужно, конечно, ориентироваться на игрушки, которые развивают.
Если ребёнку какая-либо игра не интересна, родителям не стоит его заставлять играть. Лучше отложить игру, чтобы она не была его в поле зрения, а через определенный промежуток времени вновь достать.
Воспитать гения можно практически играючи, только делать это нужно правильно. Родители, которые руководствуются любовью и проявляют терпение, конечно, всегда будут успешны, а их дети счастливы.