Они захватывают мир, словно эпидемия. Правительства судорожно вводят новые правила, чтобы упорядочить хаос с движением электросамокатов в городах. Но это свидетельствует лишь о том, что для многих покупателей электросамокат является идеальным транспортом на ближние дистанции. Вопрос лишь том, какой аппарат выбрать.
Как насчет гироскутера? Прикольно, но потенциально опасно,всегда медленно. И очень неудобно нести такой аппарат, если его батарея испустит дух или потребуется перевозка в общественном транспорте. Моноколесо намного быстрее. Но навыков от пользователя требуется еще больше, а цены на хорошие моно-колеса колеблются в диапазоне 30-50 тысяч. В общем, игрушка крутая, однако слишком много «но» и «если». Поэтому самыми массовыми стали классические самокаты, оснащенные тяговой батареей и электроприводом на колесе. Риск покалечиться при пользовании таким аппаратом намного ниже, развиваемая максимальная скорость — обычно от 25 до 40 км/ч, в зависимости от модели — оптимальна для преодоления хоть сколько-нибудь значимых расстояний в городской толчее, а запас хода 10-20 км на одной зарядке позволяет рассматривать электросамокат не только как вспомогательное средство «доезда» на дистанции от станции метро или автобусной остановки до работы, но и как полноценный транспорт на летний период.
В холода использовать электросамокат тоже можно — особенно при наличии небольшого тюнинга в виде системы обогрева батареи и зимних шин. Но диаметр колес и клиренс (дорожный просвет) большинства моделей красноречиво говорят о том, что зимняя эксплуатация для таких машин является, скорее, исключением. И только вдалеке от городов, поскольку дорожные реагенты способны прикончить двигатель и проводку за одну зиму.
На что обратить внимание!
Поскольку речь идет не про игрушки, а про транспортные средства, то самокат должен относиться к категории «взрослых». И очень желательно, чтобы максимально допустимая масса нагрузки хотя бы на 20 кг превышала фактическую массу наездника, иначе в горку аппарат будет ехать очень нехотя, либо попросту остановится, а батарея станет требовать зарядки намного быстрее обещанного.
Колеса. Даже сравнительно легкие и компактные электросамокаты весят больше 12 кг, поэтому таскать своего «железного коня» в руках или подмышкой вы вряд ли будете. А раз так, то лучше отдать предпочтение модели с крупными (более 20 см в диаметре) колесами. С ними поездка по стыкам асфальта и прочим мелким неровностям будет гораздо комфортнее. Впрочем, пухлые колеса вовсе не отменяют необходимости иметь амортизаторы спереди и сзади. Это в идеале.
Двигатель. Тут все зависит от массы «пилота» и желаемой скорости. Для перемещения по тротуару наезднику нормальной комплекции хватит модели с двигателем мощностью 200-250 Вт. Мотор с отдачей около 300 Вт актуален для чуть более быстрых перемещений по прямой, либо для населенных пунктов со значительными перепадами высот. Ну а двигатель мощностью 400-500 Вт обеспечит уверенную тягу даже крупному владельцу. Однако и емкость батареи для такого мотора должна быть соответствующая. Как следствие — возрастает масса самоката. Поэтому нет ничего удивительного в том, что самые мощные и «грузоподъемные» модели (до 130 кг) весят свыше 20 кг.
Управление. Даже у крутых самокатов органов управления практически нет. Газ, тормоз и несколько индикаторов. А все потому, что функцию бортового компьютера выполняет смартфон пользователя. Достаточно установить фирменное приложение и «подружить» его с самокатом — и вот уже появляется диагностика, приборы, рекомендации, трекинг и многое другое.
Батарея. Не обращайте внимания на емкость, поскольку фактический запас хода также будет зависеть от мощности мотора, массы наездника, стиля вождения и рельефа местности. Берите запас хода, обещанный производителем, и делите его на два. Получите то расстояние, которое вы гарантированно проедете на одной зарядкев теплое время года. Через год-другой дальнобойность начнет снижаться. Менять аккумулятор на новый потребуется через 3-5 лет.
Комфорт и безопасность. Сиденье — полезная опция, если вы быстро устаете стоять или покупаете электросамокат для сравнительно дальних поездок. А вот фара и задний фонарь должны быть в любом случае, это вопрос безопасности. Как и яркий жилет и шлем при движении по обочине автомобильной дороги. Помните, что электросамокат не является заменой даже простейшему бензиновому скутеру (не говоря о мотоцикле), поскольку в городском потоке он удержаться не может и всегда мешает автомобилистам. В силу размеров заметность на дороге у электросамоката низкая, поэтому ездить по обочинам и дорогам общего пользования на таких штуках следует крайне осторожно. И обязательно прочитайте инструкцию от корки до корки, чтобы не покалечиться. К примеру, на многих самокатах есть автоматический круиз-контроль. То есть, аппарат начинает двигаться с постоянной скоростью, если держать регулятор скорости в фиксированном положении некоторое время. Даже если позже убрать руку с «газа», то самокат не замедлится. В сложной ситуации не у всех получается сориентироваться и остановиться. И последнее: на электросамокате очень не рекомендуется ездить в сильный дождь и по глубоким лужам. А теперь, собственно, модели.
KugooM4 Pro 13Ah (23 000 рублей)
Бюджетный аналог бензинового скутера для целенаправленных перемещений на значимые расстояния. Тут есть сидушка, амортизация на обоих колесах (их диаметр, кстати, 25 см), батарея 13 ампер-часов, двигатель мощностью 500 Вт, а также дисковые тормоза на обоих колесах. Столь серьезный арсенал сделан для достаточной тяги и эффективного замедления наездника массой даже свыше 100 кг. Предельно допустимая нагрузка — 130 кг. Заявленный запас ход составляет 45 км, а фактический — 20-30. Заряжается аккумулятор 6 часов. Кстати, есть в каталоге Kugoo и скоростная модификация данного электросамоката, названная MaxSpeed. Если на M4 Pro можно развить до 40 км/ч, то MaxSpeed разгоняется до 50. На аппаратном уровне модели практически не отличаются, разница преимущественно в прошивке.
Mijia M365 (21 000 руб.)
Аппарат для такого класса не самый дешевый, зато это не «полуподвальный Китай», а отлично продуманный продукт уже всемирно известной марки Xiaomi, точнее, ее дочернего бренда Mijia. Самокат оптимален для людей среднего телосложения, которым нужно комфортно перемещаться на малые и средние расстояния в городской суете. Заявленные характеристики не шокируют, но большинству покупателей в самый раз. Итак, предельная нагрузка составляет 100 кг, максимальная скорость — 25 км/ч. Тягу обеспечивает связка из литий-ионной батареи 7,8 А*ч. Предельный запас хода может достигать 30 км, хотя «железобетонно» можно рассчитывать на 15-20 км. Колеса диаметром 22 см не годятся для жесткого оффроуда, но по асфальту и плитке катятся нормально. Амортизация колес есть, а вот дисковый тормоз смонтирован только на заднем, поэтому на крутых спусках людям «в теле» лучше до первой космической не разгоняться. По прямой же Mijia M365 может прокатить на скорости до 25 км/ч. Конструкция складная, имеет массу 12,5 кг (как типовой велосипед), поэтому аппарат можно изредка перевозить и в общественном транспорте. При этом модель радует гармоничным дизайном и традиционно высоким качеством изготовления.На сегодня это один из лучших вариантов в своем классе.
Ninebot Kickscooter ES2 (19 000 руб.)
Конструктивно, по размерам, массе и даже по внешнему виду модель очень похожа на Mijia M365, но стоит чуть дешевле. А мотор даже немного мощнее! Правда, максимальная скорость все равно не превышает 25 км/ч. Предельная нагрузка — те же 100 кг. Заряжается этот самокат в 1,5 раза быстрее, чем Mijia M365, но лишь потому, что емкость батареи в те же 1,5 раза ниже (5,2 А*ч против 7,8 А*ч). Поэтому на заявленный максимальный пробег 25 км рассчитывайте, спускаясь с горы при попутном ветре. Реальныйже запас хода километров 8-12. И колесики у «кикскутера» чуть меньше, поэтому его стихия — ровный асфальт. Неплохой вариант для субтильных особ и подростков.
Razor E300 (21 000 руб.)
Почти та же предельная скорость 25 км/ч, двигатель 250 Вт, грузоподъемность 100 кг. Но весит аппарат почти вдвое больше аналогов — аж 21 кг. Во-первых, тут «внедорожная» конструкция: пневматические шины (общий диаметр колеса 25 см) с агрессивным рисунком протектора и массивная стальная рама. Также свою лепту вносят цепной привод и его защитный кожух, подножка. Хотя самым тяжелым элементом являются аккумуляторы — не современные и легкие литий-ионные, как нынче принято, а свинцовые.Ровно как у источников бесперебойного питания для компьютеров. С одной стороны, решение так себе, поскольку лишняя масса ухудшает транспортабельность самоката и его динамику. С другой стороны, такие батареи можно заменить самостоятельно, причем, недорогих совместимых аналогов очень много.А вот низко висящий и ничем не защищенный мотор — это однозначно не айс, ведь из-за него фактический дорожный просвет составляет 6 см. В общем, E300 — это ни разу не вездеход, а самокат для относительно комфортного перемещения по плохому асфальту. Конструкция не складная, поэтому про перевозку в общественном транспорте забудьте. Реальный запас хода составляет около 10 км. Зато на E300 можно поставить опциональное сиденье на постаменте, починить ходовую часть получится практически в любом «гаражном» автосервисе, а замену батареи несложно произвести дома, потратив на новые элементы всего 3-4 тысячи рублей. В общем, крепкая «рабочая лошадка» для небольших населенных пунктов.
Hiper Triumph (25 000 руб.)
Интересный гибрид городского и «пригородного» самокатов. Вроде бы типовой, но конструкция продуманная. Тут и реальный дорожный просвет под 10 см, и удобная индикация на руле, и максимальная грузоподъемность под 120 кг. Амортизаторов нет, но колеса 22 см с пневматическими шинами отчасти это компенсируют. В настройках на руле можно задать три лимита скорости для удобного дозирования тяги, при этом максималка составляет около 25 км/ч. На одной зарядке аппарат способен проехать до 30 км, хотя это только «на бумаге». Честная автономность — до 15 км при почти полной нагрузке и до 20, если вы стройный человек, предпочитающий не спешить. Весит самокат почти 13 кг, заряжается около 5 часов. Мощность двигателя (он встроен в переднее колесо) стандартная, 250 Вт, поэтому на ураганные ускорения не рассчитывайте. Но в целом динамика достаточная, да и в горку «Хайпер» тянет неплохо. Если планируете ездить с самокатом в метро, то лучше поищите модель покомпактнее, но в остальных ситуациях вариант вполне достойный.