Школьники зачастую бывают неаккуратны. Это выражается в их неряшливом внешнем виде, беспорядке в комнате и неаккуратном обращении с вещами. Дети забывают сменную обувь, сажают пятна на одежду и даже теряют мобильные телефоны. Еще одна распространенная проблема — неосторожное обращение с учебниками. У школьников часто можно увидеть «грязь» в тетради, множество черновиков и сломанные авторучки. Учебник может быть испачкан чернилами или порван. С этой ситуацией нужно бороться. Ведь понимание того, что с книгами нужно обращаться бережно, — один из признаков культурного человека.
Учебник — один из источников знаний
Выражаясь формальным языком, учебником называется книга, в которой систематично изложены знания из определенной области. В первую очередь учебники используются в системе образования, а также применяются для самообучения. Учебная литература, используемая в государственных учреждениях, издается под контролем государственных служб.
От того, насколько доступным языком изложена информация в учебнике, зависит простота ее восприятия учащимися. Несмотря на то, что уже существуют электронные и аудио-учебники, в обычных общеобразовательных школах традиционно используются бумажные книги.
В них изложен материал, необходимый для усвоения темы. Иногда бывают необходимы объяснения учителя. Например, школьникам бывает непросто усвоить теоретический материал по точным наукам: алгебре, геометрии, физике, химии. Преподаватель излагает информацию в более доступной форме, а основные моменты изложены в учебнике.
Если ребёнок заболел и временно не может посещать занятия, учебник необходим ему, чтобы не отстать от одноклассников. Он может изучать материал самостоятельно или попросить о помощи родителей. Особенно легко это делать с устными предметами.
Что делать, если ребёнок пренебрежительно относится к учебной литературе?
Самая простейшая аргументация того, что к учебникам нужно относиться бережно, — их стоимость. Далеко не всегда есть возможность взять книги в школьной библиотеке, и тогда родителям приходится покупать их за свой счет. Учитывая, что необходимо также приобрести рабочие тетради, канцтовары, школьную форму и множество мелочей, итоговая сумма получается внушительной.
Получая учебник, ребёнок должен понимать, что книга будет ему нужна на протяжении всего учебного года — и на занятиях, и дома. Поэтому, как и любой необходимый предмет, ее нужно беречь: не рисовать на страницах, не делать пометок ручкой. Сохранить учебники в хорошем состоянии помогают специальные обложки.
Если литературу выдали в школьной библиотеке, то это повод относиться к ней еще внимательней. Ведь в следующем году по этим книгам будут учиться другие ребята. Во многих школах в конце учебного года школьники обязаны получить отметку от библиотекаря, что сданные книги находятся в хорошем состоянии. В противном случае родителям, возможно, предстоит приобрести новый учебник взамен испорченного.
Стоит ли родителям наказывать ребёнка за такое поведение?
Поощрять пренебрежительное отношение к учебным пособиям, конечно, не следует. Задача родителей — сделать так, чтобы ребёнок проявил осознанное отношение к учебной литературе.
Необходимо выяснить, почему школьник не старается содержать книги в порядке. Учебники могут истрепаться, если у ребёнка неудобный рюкзак. Например, он слишком узкий, и носить в нем учебные материалы неудобно. В этом случае стоит приобрести портфель, ходить с которым будет комфортно и удобно.
Очень часто бывает достаточно одного или нескольких разговоров. Возможно, ребёнок и не догадывается, почему следить за этими вещами так важно.
Выбрать меру наказания для родителей бывает непросто. Ведь школьник не может отправиться на подработку, чтобы возместить стоимость испорченных книг. Оставлять ребёнка без учебников тоже нельзя, они необходимы ему для успешной учебы. Выбрать меру допустимого воздействия взрослые должны самостоятельно.
Лучше всего договориться о правильном поведении до начала учебного года. Возможно, ребёнка привлекут яркие обложки и иллюстрации в учебниках, и ему захочется беречь их.
Способы мотивации ребёнка к учебе
Как заставить ребёнка учиться без ругани и скандалов? Вот несколько ценных рекомендаций.
- Не нужно ожидать мгновенных сногсшибательных успехов. Какие-то предметы могут даваться ребёнку проще, а какие-то — тяжелее. Не все дети одинаково развиваются, и родители должны это понимать.
- Очень важно сформировать навык самоконтроля. У родителей не всегда есть время проверить домашнее задание. Нужно воспитывать самодисциплину.
- За хорошие оценки должно следовать поощрение. Речь не идет о денежном вознаграждении, но слова поддержки нужны обязательно. Пусть школьник знает, что родители им гордятся.
- Не нужно делать за ребёнка работу, которую он может выполнить самостоятельно. Не стоит решать за него задачу полностью, но нужно навести на мысль о существующем пути решения. Для многих родителей проще быстро решить задачу за школьника, чем немного подождать, пока детское мышление найдет ответ само.
- Нельзя кричать на ребёнка, тем более бить его. Это разовьет комплексы и станет причиной неуверенности в себе.
- Важна доверительная атмосфера в семье. Доказано, что в неблагополучных семьях дети часто отстают в учебе.
- Общение с ребёнком должно заключаться не только в контроле его оценок. Ответственные родители интересуются отношениями с учителями и одноклассниками, им не все равно, чем живет их ребёнок.
Особенно важна правильная мотивация к учебе для младших школьников. Ведь еще сравнительно недавно они посещали детский сад, и их занятия длились около получаса. Теперь же ребёнок должен концентрировать внимание на протяжении трех-четырех уроков. Нужно понимать, что для малыша этот переход от игровой деятельности к учебной является довольно сложным.
Неудачи в учебе не должны стать для ребёнка причиной заниженной самооценки. Если быть внимательным на уроках и уделять достаточно времени выполнению домашних заданий, проблем возникнуть не должно.