Современный ребёнок с самого раннего возраста окружен гораздо большим количеством информации, чем поколение его родителей. Значительно выросло количества развлекательных программ и мультфильмов для детей. Традиционные носители информации, книги и журналы уже не всегда интересны детям. На их место пришли игры, мультфильмы и передачи на смартфонах и компьютерах. Но такой вид досуга не приносит пользы ребёнку.
Ребёнок и информация
Ребёнок дошкольного или младшего школьного возраста с планшетом или смартфоном в руках — довольно частое зрелище в общественных местах. Многие родители, особенно мамы считают мультики и игры чуть ли не единственным средством переключения внимания детей в моменты, когда необходимо сделать важные дела.
Первое знакомства ребёнка с телевизором и компьютером происходит достаточно рано. После просмотра картинки он начинает проявлять интерес к кнопочкам пульта дистанционного управления, сенсорному экрану планшета или ноутбука. Лучше всего, если это будет происходить под контролем родителей — это поможет избежать нежелательных последствий в виде выхода техники из строя или ошибочной отправки сообщений.
По поводу возраста, в котором можно разрешать ребёнку пользоваться компьютером, мнения специалистов расходятся. Одни считают, что это следует делать не раньше 7 лет, другие считают, что для 3-4-летних малышей пользоваться планшетом или компьютером совершенно нормально.
С одной стороны, компьютер приносит детям дошкольного или школьного возраста немалую пользу — с его помощью можно работать с обучающими программами, изучать иностранные языки, общаться со сверстниками из разных стран мира. С другой стороны работа за компьютером предполагает слишком большую нагрузку на зрение, позвоночник и, главным образом, на психику. Дети могут «заиграться» в компьютерную игру, забыв о реальном мире, либо полностью погрузиться в виртуальную реальность в попытке убежать от проблем.
Как постоянное использования компьютера становится одной из вредных привычек
Вредные привычки сегодня — это не только курение, алкоголь и наркотики. К ним прибавились также и новые, еще недостаточно хорошо изученные — игровая и компьютерная зависимость. И взрослые, и дети могут часами просматривать информацию в интернете или играть в компьютерные игры. Многие проверяют электронную почту и наличие сообщений почти каждые несколько минут.
Прежде всего интернет служит для получения полезной информации: новостей, профессиональной или учебной литературы, необходимой для развития личности, написания рефератов или сдачи экзаменов. Но такие вредные привычки, как постоянное чтение информации в социальных сетях или проверка электронной почты приводят к тому, что человек получает множество ненужных сведений в качестве так называемого «белого шума». Чаще всего это картинки с подписями или тексты из нескольких предложений.
Если дети слишком часто используют интернет не для обучения, а для просмотра необязательной и бесполезной информации, то со временем они будут не в состоянии воспринимать длинные тексты или серьезные кинофильмы. Именно этого и опасаются родители и педагоги, видя, как школьники могут часами смотреть мультфильмы или переписываться в социальных сетях.
Наибольшую опасность для детского организма и умственных способностей представляют онлайн-игры и так называемый «серфинг», бессмысленное переключение с одного сайта на другой, не влекущее за собой усвоение полезной информации. В качестве альтернативы любым вредным привычкам родители детей школьного или дошкольного возраста могут предложить им более содержательный и активный образ жизни.
Хорошие привычки и здоровый образ жизни для ребёнка
Здоровый образ жизни — это не только правильное питание и физическая активность детей и взрослых, но и другие хорошие привычки, в том числе и духовное развитие. Если родители не хотят видеть своих детей зависимыми от электронных устройств, то в первую очередь они должны стать примером для подражания.
Что могут сделать родители для предотвращения развития компьютерной зависимости у детей:
- постараться выбрать для них увлечения в реальном мире — посещение кружков, секций, музыкальной школы. Если у одного из родителей есть хобби, необходимо постараться заинтересовать им и детей;
- ограничить использование компьютера — для самых маленьких — не более 15 минут в сутки, для детей постарше 1-2 часа;
- отслеживать посещаемые детьми сайты;
- составить план по досугу, куда желательно включать совместные занятия спортом, походы в лес, путешествия, посещение музеев и театров;
- при возможности завести домашнее животное и обозначить круг обязанностей по уходу за ним.
Ошибка многих сегодняшних родителей заключается в том, что, прививая детям хорошие привычки, они слишком усердствуют. В результате дети и подростки снова испытывают переизбыток информации, утомляются и проводят время в бессмысленном просмотре информации. Кроме того, и сами взрослые часто уделяют слишком много времени компьютерным играм или социальным сетям.
В семьях, где популярны самые разнообразные формы совместного досуга или общие увлечения, а также здоровый образ жизни, компьютер является для детей средством обучения, поиска нужной информации и общения, но не заслоняет реальный мир. Уход в виртуальную реальность и желание проводить за компьютером или планшетом все свободное время могут быть следствием серьезных проблем в общении со сверстниками, педагогами или в учебе.
Не всегда имеют желаемый эффект запретительные меры в виде лишения детей возможности пользоваться компьютером. Если у родителей не налажена коммуникация с сыновьями или дочерями, то «отлучение» от компьютера усугубит конфликт. Лучшим способом предотвратить зависимость будет общение родителей и детей, основанное на доверии и взаимопонимании.
Формирование хороших привычек, в том числе и привычки правильно работать с развлекательной и учебной информацией, во многом зависит от умения родителей правильно использовать компьютерные устройства и интернет.