Ребенок не произносит «р» и «рь»: почему и как исправить

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Ребёнок «картавит» — так родители зачастую жалуются на нарушение речи малыша, которое называется «ротацизм». Данное нарушение звукопроизношения у ребёнка трудно не заметить. Бывает, что ребёнку 3 года, а родители уже начинают бить тревогу по поводу нарушенного произношения звуков «р» и «рь». Давайте разбираться, когда нужно обратить внимание на «картавость» ребёнка и можно ли это исправить.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Почему ребёнок не может произнести звуки «р» и «рь»?

Почему ребёнок не может произнести звуки «р» и «рь»?

Ребёнок рождается с несовершенным артикуляционным аппаратом, и произношение некоторых звуков остается еще долго недоступным. Звук «р» считается трудным для произношения. Чтобы ребёнок стал произносить звук «р», необходимо «созревание» артикуляционного аппарата. Ребёнок должен достаточно натренировать речевой выдох и только тогда станет возможно произношение «р», а затем его мягкой пары «рь». Обычно данные звуки самостоятельно появляются у ребёнка к 5 годам.

Чаще всего родители обращают внимание на отсутствие или неправильное произношение звука «р» у ребёнка, хотя это нарушение может быть не единственным у малыша.

К сожалению «ротацизм» встречается не только у детей, но и у взрослых. Хочется понять, по каким причинам многим детям так трудно научиться произносить звуки «р» и «рь».

  • Ребёнок часто болеет простудными заболеваниями, бронхитами, пневмониями, что ведет к нарушению дыхания, а значит, и нарушенному речевому выдоху.
  • Развитие речи запаздывает, в силу чего все звуки появляются позже нормативных сроков.
  • Внутриутробные инфекции, которые оказали неблагоприятное воздействие на развитие речевых зон в головном мозге у ребёнка.
  • Ребёнок неправильно слышит звуки и поэтому не может их верно воспроизвести.
  • В окружении ребёнка есть взрослые, которые страдают «ротацизмом».
  • Короткая уздечка языка, которая не дает поднять ребёнку язык к верхним зубам.
  • Слишком большой язык или, наоборот, слишком маленький.
  • Дефекты прикуса, когда соотношение между верхней и нижней челюстью неправильное и другое.

Иногда причиной может быть маленький возраст ребёнка, когда артикуляционный аппарат еще не готов к произношению звуков «р» и «рь». Но обращать внимание на дефектное произношение необходимо. Ведь легче научиться произносить «р» и «рь» в младшем возрасте, а не в подростковом, когда неправильное произношение уже закрепилось в речи.

Упражнения, которые помогут ребёнку «зарычать»

Упражнения, которые помогут ребёнку «зарычать»

Упражнения на развитие точных движений языка, развития подвижности губ и щек помогут малышу научиться произносить звуки «р» и «рь». Упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, каждый день, утром и вечером. Упражнения в игровой форме непременно заинтересуют ребёнка. Фантазируйте с вашим ребёнком, создавайте сюрпризный момент, «приглашайте» на занятие любимые игрушки малыша, поощряйте ребёнка за успехи сладкими призами или наклейками. Малыш полюбит гимнастику, ведь во время ее выполнения есть возможность поиграть с мамой и папой.

Упражнения с языком для правильного произношения звука «р» и «рь»

  • Поднять язык к верхним зубам, при этом рот широко открыт. Водить кончиком языка из стороны в сторону.
  • Улыбнуться и вновь поднять язык вверх и водить кончиком вперед и назад по верхнему небу.
  • Открыть рот и широким языком облизать верхнюю губу, при этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  • Широким языком водить по верхней губе в быстром темпе. Вы должны услышать звуки «бл».
  • Цокать языком, затем присосать его к верхнему небу и удерживать такое положение языка 5−7 секунд.
  • Кончиком языка многократно стучать в верхние зубы и произносить звук «д».

Упражнения для выработки длительной и сильной воздушной струи

  • Положить широкий язык на нижнюю губу и сдуть небольшой кусочек ваты с ладошки, произносить при этом звук «ф».
  • Кончик языка поднять вверх, язык должен быть похож на «ковш», затем сдувать кусочек ватки с носа.
  • Сделайте с малышом бумажные самолеты небольшого размера. С помощью ротового выдоха старайтесь сдуть их со стола.
  • Положите карандаши на край стола и постарайтесь с помощью выдоха докатить их до другого края стола.
  • Разойдитесь с ребёнком по разным концам комнаты, идите навстречу друг другу, при этом непрерывно произносите звук «ш».

Внимание! Никогда не говорите ребёнку, что вы учитесь произносить «р», так как ребёнок может начать пытаться произнести звук горлом, что намного труднее исправить. Говорите малышу, что вы учитесь «рычать», как тигр или лев.

Данные упражнения готовят артикуляционный аппарат к произношению «р» и «рь». Если вы регулярно занимаетесь несколько месяцев, а результатов нет, обратитесь за помощью к логопеду.

Скороговорки для развития речи, которые победят «ротацизм»

Скороговорки для развития речи, которые победят «ротацизм»

Скороговорки для развития речи помогут закрепить звуки «р» и «рь». Скороговорки необходимы для развития речи, они отлично развивают речевой слух, грамматический строй языка, обогащают словарь дошкольника. Скороговорки для развития речи являются незаменимым материалом улучшения дикции ребёнка. Когда ваш малыш без труда произносит «р» и «рь» в слогах и словах, можете приступать к закреплению звуков в скороговорках.

Скороговорки, содержащие звуки «р» и «рь»

  • Три трубача трубят втихаря.
  • Едут верхом за добрым медком три молодца: Прохор, Петр и Пахом.
  • У солдата шинель коротковата,
  • Шинель коротковата у солдата.
  • Рыбку поймали, Роме отдали.
  • Рыбку поели и снова захотели.
  • Сорок три трещетки трещат, как балаболки.
  • На поле под горкой
  • Сидят Петр с Миколкой,
  • Сырок поели и квасу захотели.
  • Ворона каркает с утра:
  • «Какая холодная весна!».
  • Ворона, не каркай в окно,
  • Скоро солнышко взойдет.
  • Дрова рубить решили вместе
  • Иван, Артемий, Петр и Сеня.
  • Нарубили дров не мало,
  • Отработали без обмана.
  • Я лошадку причешу гребешком и щеткой,
  • Прокатиться я хочу вечером верхом.
  • Мягкошерстная шиншилла
  • Шубки сшить решила,
  • Шубки сшить решила
  • Мягкошерстная шиншилла.
  • Ежонок, четверо мышат
  • В плаванье отправились,
  • Нашли шаланду в камышах,
  • Этим и прославились.
  • В Архангельске живут Архангелогородцы и Архангелогородки,
  • А в Костроме Костромчане.

Занимайтесь чаще, проговаривайте скороговорки дома на прогулке, и ребёнок быстро их запомнит. Совместные занятия детей и родителей приносят радость и пользу всем членам семьи. Проявите терпение к ребёнку, и ваши усилия помогут справиться с трудным звуком

Читайте также

Какие виды ротацизма бывают и чем они различаются?
В новой статье на MedAboutMe говорим о том, какие виды ротацизма бывают, чем отличаются друг от друга и как их исправлять.
Как бороться с «картавостью» у детей
Ребенок должен научиться «чисто» говорить к школе. Мы расскажем о лучших упражнениях для того, чтобы научить ребенка произносить «р».
Дети раннего возраста: в процессе воспитания развиваем речь
Секреты воспитания детей раннего возраста для правильного развития речи. Как? Зачем? Почему?
Как научить ребенка «шипеть»: упражнения и скороговорки
Ребенок не может «зашипеть» по разным причинам. Какие упражнения и скороговорки помогут ребенку произнести «ш», рассказывается в нашей статье.
Исправляем речь ребенка: лучшие упражнения от логопеда!
Речь ребенка развивается индивидуально. Мы вам расскажем с помощью, каких упражнений можно улучшить произношение звуков у малыша.
Упражнения с язычком или как сделать речь ребенка красивой
Развитие речи у ребенка индивидуально. Расскажем вам, с помощью каких упражнений можно улучшить произношение.
Опубликовано 03.06.2017 19:38, обновлено 17.04.2020 18:51
Рейтинг статьи:
4,6

Использованные источники

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Что делать при порезах и ссадинах: советы

Незначительные порезы и царапины обычно не требуют поездки в отделение неотложной помощи. Тем не менее, надлежащий уход необходим, чтобы избежать инфекции или других осложнений.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.