Часто родители замечают, что дети не выполняют данных обещаний. Обычно они касаются хорошего поведения, отношений со взрослыми и детьми, семейных обязанностей, обучения в школе. Какое значение в семейной жизни и развитии детской личности имеет данное слово? Что стоит за безответственностью ребёнка — лень, непонимание, плохой характер? Лайфхаки для взрослых и детей в этой статье.
Почему ребёнок не «держит слово»?
Причины, по которым дети не держат обещания:
- Требования родителей не соответствуют психофизиологическим и возрастным особенностям ребёнка. Так, например, дети в раннем и дошкольном возрасте не могут вести себя долгое время тихо и спокойно, находиться в общественном месте без движения. Природа заставляет их быть активными и любознательными. Попытаться ограничить ее — значит нанести вред психике. Если с ребёнком долгое время нужно находиться где-то в ожидании, то стоит придумать, чем занять его, чтобы он не нарушал общественный порядок. Это могут быть тихие беседы, словесные игры, книги.
- Родители сами не выполняют данных обещаний: детям, друг другу. Младшие берут пример со старших. Ребёнок может внимательно слушать слова взрослых о том, как важно держать данное слово, однако, повинуясь своей психологии, он поступит именно так, как обычно поступают мать и отец. Родители, своим поведением, дают ребёнку руководство к действию. Ответственность в семье начинается со взрослых.
- Ребёнок погружен в более серьезные проблемы, нежели необходимость держать данное слово. Если он переживает ряд проблем — семейных, психологических, в кругу сверстников, чувствует себя плохо, его беспокоят какие-то боли — вся его энергия уходит на сдерживание негативных чувств и поиск возможного решения, нежели на то, чтобы помнить о данном обещании. Поэтому родители, прежде чем воспитывать в ребёнке ответственность, должны убедиться, что его ничего не тревожит.
- Ребёнок не хочет делать того, что обещает. Например, у него трудности с учебой, он не понимает материал, боится учительницу, однако, обещает родителям, что будет хорошо учиться. В таком случае он, дав слово, бессознательно, будет сопротивляться тому, чтобы его сдержать В таком случае нужно сначала устранить проблему, которая мешает появлению мотивации, и только потом ждать, что данное обещание будет выполнено.
Ответственность и чувства детей
Когда родители ругают ребёнка за то, что он не сдержал данное слово, он может испытывать гамму негативных чувств. Среди них: стыд, вина, грусть. Ребёнок чувствует себя плохим, не таким, как его ожидали увидеть, понимает, что огорчил близких людей. Такие ощущения являются не столь безобидными, как могут показаться на первый взгляд. Причем, многие родители желают целенаправленно вызвать в ребёнке эти чувства. Они считают, что, испытав их, он задумается над своим поведением, и в будущем будет вести себя более дисциплинированно и ответственно.
Детская психология устроена таким образом, что, чем младше дети, тем больше они связывают любые процессы в отношениях с родителями с любовью к себе. Так, например, родитель отругал ребёнка или наказал, а он подумал, что его разлюбили. Боль от этой мысли настоящая, сильная, иногда «выбивает почву» из-под ног. Это не значит, что ребёнку нужно разрешать быть безответственным и позволять обещать, но не выполнять. Родителям нужно заниматься воспитанием так, чтобы дети чувствовали, что они и их поступки — разные процессы и, что они, даже если не сдержали свое слово, не стали после этого плохими, нелюбимыми.
Дать слово и сдержать его — процесс, напоминающий достижение цели. Для того чтобы реализовать данное обещание, ребёнку нужно приложить волевые усилия: «держать» в голове свои слова, понимать, когда он отстраняется от заданного плана, действовать, чтобы выполнить обещанное. Далеко не все дети могут без труда следовать этому алгоритму. Многие из них отвлекаются на вполне понятные вещи, такие как: собственные мысли, интерес к другим вещам и событиям, встречи и общение с друзьями, развлечение, игры, отдых. В силу того, что ребёнок живет больше чувствами, чем разумом, он гораздо чаще забывает про данное слово или обязанности, которые должен был выполнить. Поэтому родители должны помочь ему в этом.
Лайфхаки для родителей
- Лайфхак №1 «Карта цели». Приготовить большой лист бумаги или ватмана, на котором следует обозначить детские цели. Они могут быть такими: «Сделать уроки за час», «Погулять с собакой», «Сложить вещи в шкаф», «Не грубить родителям». Детям будет интересно смотреть на этот плакат, если родители помогут оформить его яркими цветами, картинками. Например, цель можно обозначить вырезкой из журнала и наклеить на лист. Так она будет постоянно находиться перед глазами, привлекать к себе внимание и напоминать о том, что ее необходимо достичь. Также, ребёнок должен знать, какие шаги ему следует совершить для достижения и какие препятствия преодолеть на пути. Все это нужно проговорить с ребёнком. Например: «Я забываю гулять с собакой, потому что отвлекаюсь на посторонние дела». Какие это дела? Назвать все по имени, разрешить, устранить. Или: делать уроки вовремя мне мешает включенный телевизор, мысли о любимом занятии. С препятствиями следует поступить также: телевизор выключить, для хобби выделить отдельное время.
- Как только ребёнку удастся достичь цели, это нужно обозначить на плакате: подчеркиванием, «галочкой», ярким украшением. Ребёнка за успехи нужно обязательно похвалить, искренне порадоваться за него, поделиться с близкими людьми тем, что он справляется с достижением целей, совсем как взрослый. Такое отношение позволит ему почувствовать в себе силы для новых успехов, создаст мотивацию к дисциплинированности и ответственности.
- Лайфхак №2. Ценность данного слова должна быть поддержана родителями. Тогда ребёнок тоже начнет замечать ее и стремиться быть ответственным. Это значит, что мать и отец не должны делать вид, что ничего не произошло, когда он забывает про данное обещание и ничего не предпринимать. Когда дети в семье привыкают к системе «Не сдержал слово — понес наказание», они гораздо быстрее понимают серьезность личной ответственности и их волевые процессы активизируются ради того, чтобы избежать порицания и получить похвалу.
- Лайфхак №3. У ребёнка есть кумир? Можно использовать его историю в качестве повышения мотивации к деятельности и развития дисциплинированности. Изучите вместе с детьми историю успеха кумира, то, каким образом он достигал целей, как справлялся с препятствиями, что использовал в качестве «личных помощников». Для этого, также подойдут мотивирующие фильмы.
Чем больше ребёнок будет наблюдать вокруг себя ответственности, самостоятельности и серьезности, способности отвечать за свои слова, тем привычней станут для него эти процессы.