Современные родители ценят важность хорошего образования для реализации в обществе. Потому для своего ребёнка каждая семья старается подобрать лучшую школу уже на самом старте. При обучении в начальных классах главную роль играет личность первого учителя и способность его создать психологически комфортную обстановку в классе. Но уже в средней школе, когда ученик определится со склонностями и способностями, на первый план выходит качество преподавания и специализация программы обучения. И далеко не всегда при этом наилучшие условия предоставляет школа, которая была выбрана для записи в первый класс. Тогда ребёнок переходит в другую, более сильную для его профиля. И что дальше?
Почему дети меняют школу
Необходимость поменять школу на самом деле может возникнуть по разным причинам. Например, семья переехала, и теперь к прежнему учителю ездить просто далеко и неудобно. Также поводом для смены образовательного учреждения может быть такой печальный повод как травля ребёнка одноклассниками, или отсутствие контакта с первым учителем. Большинство психологов едины во мнении: можно работать с ситуацией и в старом классе, но в интересах самого ребёнка не вести оборонительную войну, а просто сменить школу. Это сохранит нервные ресурсы всем участникам ситуации.
Но наиболее частый мотив у родителей при смене образовательного учреждения для ребёнка — более сильная программа. Настоящее качество обучения должно закладываться с углубленного изучения предметов уже в средней школе, потому чаще всего дети меняют школе после четвертого класса. Все равно им предстоит расставание с первым учителем, так почему новый этап учебы не начать сразу там, где можно будет сориентироваться на будущую жизненную профессию? Оценки позволяют определить, какой предмет дается ребёнку легче других, да ученик и сам уже может обычно что-то сказать о том, что в школе ему нравится больше. Но вот закончен первый учебный период — и очень часто родители сталкиваются с разочарованием:вчерашний отличник не радует успеваемостью. Как же так?
Обманутые ожидания родителей
Это в самом деле очень распространенная ситуация — резкое снижение успеваемости сразу после перехода в новую школу. Так что ситуации выглядит удручающей в основном для родителей, а любой учитель, имеющий опыт работы, подтвердит такое положение вещей как совершенно закономерное. Причиной тому является множество факторов, например, необоснованные надежды, возложенные на академические успехи ученика и его привычка работать в менее напряженном ритме.
Когда ребёнок учится в обычной школе по общеобразовательной программе, ему в силу элементарной аккуратности и природных склонностей бывает легко эту программу усваивать. Он идет в своем ровном ритме, вырабатывает алгоритм успешности для обучения. Но в школе с повышенными требованиями школьник столкнется с более серьезными нагрузками, которые потребуют совершенно других усилий. Это может оказаться слишком сильным испытанием.
Может оказаться так, что ребёнок не захочет преодолевать трудности. Он не привык к ситуации, когда учиться тяжело — покидать зону комфорта всегда непросто. Это бывает большим шоком для родителей — вдруг услышать: «Да мне вовсе не нужна эта математика, если из-за нее у меня совсем не остается свободного времени!» Ребёнок может переживать из-за своей неуспешности на фоне других одноклассников — это также не прибавит мотивации в учебе.
Ребёнок в новой школе — адаптация заново
Здесь родители и учитель должны выступить единым фронтом и ребёнка поддержать. Да, перед ними уже не малыш-первоклассник, но все же имеет место очередной этап адаптации к новым учебным условиям, ребёнку трудно. К тому же обычно такая ситуация возникает в непростой подростковый период, а это тоже накладывает отпечаток. Важно показать, что и учитель, и родители — на стороне самого ребёнка. Образование получить нужно ему, но они готовы оказать помощь и проявить понимание.
Необходимо разобраться в истинных причинах неуспешности ученика новой школы. Программа обучения в самом деле очень трудна? Возможно, в этом помогут дополнительные занятия с репетитором или учителем из школы. Когда уровень знаний станет достаточно стабильным, ребёнку будет проще успевать вместе с другими детьми в классе. Возможно, было переоценено стремление ученика именно к избранному предмету. Это в легких условиях начальной школы любимый предмет выглядел привлекательным, а при более глубоком изучении приоритеты могут поменяться. Тем более, что очень многие предметы средней школы в начальных классах просто отсутствуют, а значит, нет опыта для выводов о них.
Личность учителя и одноклассников
Также важно помнить о психологическом комфорте ученика новой школы. Смена образовательного учреждения — это всегда стресс для ребёнка, как и для любого человека при больших переменах образа жизни. Адаптация в новом коллективе — процесс непростой. Родителям может казаться, что если ребёнок был социально успешен в прежнем классе, то и здесь он легко станет своим, но эта ситуация не всегда так однозначна.
Если в старой школе остались настоящие друзья, ребёнок неизбежно будет скучать по ним, и это будет очень дискомфортная для него ситуация. Он привык приходить в класс и видеть там знакомых людей, с которыми уже есть сложившиеся позитивные отношения, а здесь приходится начинать все с нуля практически в одиночестве. Такая адаптация может быть сглажена, если класс полностью укомплектован детьми из разных школ, тогда все кажутся в равных положениях. Но и в этом случае нельзя совсем сбрасывать со счетов эмоциональную привязанность, заменяя ее стандартным «учеба важнее».
Здесь многое зависит от личности нового учителя, который курирует жизнь класса. Именно от его понимания психологии детского коллектива зависит, сможет ли каждый ребёнок найти свое место в классе. Конечно, дети в школу приходят в первую очередь для учебы. Но учеба — это только часть жизни, больше того — она нужна для качества жизни, а не наоборот. Если у ребёнка не ладится с учебой, возможно, причиной тому стало наличие конфликта в новом коллективе. Родителям стоит пообщаться на эту тему с классным руководителем и школьным психологом.