Во время отдыха в жаркое время так и тянет посетить какой-либо водоем. Близость воды освежает сама по себе, дети любят играть у кромки воды, родители с удовольствием позагорают в это время. Прогулку на пляж можно использовать для физического развития ребёнка, начав осваивать с ним первые навыки плавания.
Знакомство ребёнка с водой
Дети любят воду и доверяют ей. Чего нельзя сказать о родителях — довольно часто они воспринимают водную среду как опасность. Даже купая ребёнка дома, взрослые стараются оградить малыша от пространства большой ванны, помещая в специальную маленькую ванночку. А ведь все врачи отмечают тот факт, что ранее плавание оказывает самое благотворное воздействие на организм крохи. Программы грудничкового плавания можно реализовывать уже с нескольких недель жизни малыша. При этом физическое развитие ребёнка пойдет вперед семимильными шагами. Курс процедур в бассейне даже прописывают в качестве терапии ослабленным детям.
Так почему бы не использовать силу воды, чтобы доставить малышу удовольствие и принести пользу его здоровью? Если ребёнок уже подрос, процедуры в ванне ему уже не подойдут в силу физических данных. Посещать бассейн с тренером можно не в любом возрасте, и иногда родители просто не могут организовать этот процесс по разным причинам. Но сделать первые шаги к большому плаванию можно уже во время обычного летнего отдыха у воды. Подойдет любой водоем, который отмечен знаком «купаться разрешено». Его наличие обычно означает, что санитарные условия подходят для безопасного пребывания в воде в этом месте. Однако все же лучше родителям проявить дополнительную бдительность и перед заходом в воду проверить, достаточно ли чистое дно. Если все в порядке, то можно начинать!
Первые ошибки родителей
Обычно родители начинают учить ребёнка плавать с типичной ошибки — имитируют процесс плавания, поддерживая малыша под живот в горизонтальном положении над поверхностью воды. Такая тренировка не даст ничего малышу, так как не научит его главному — ориентироваться в воде. Даже наоборот, довольно часто у детей развивалась боязнь водного пространства, когда родители решали перейти на следующий этап своей методики — отпустить руки. Ребёнок внезапно оказывался в стихии, в которой он не чувствовал себя уверенно, он не мог найти точку опоры, его заливала вода. Этот страх нелегко забыть — после этого не хочется даже по колено заходить в прибой.
Чтобы процесс происходил правильно, необходимо, чтобы ребёнок учился чувствовать воду и главное — дышать рядом с ней. Это можно начать делать заранее, еще в домашней ванне. Пусть малыш активнее работает руками и ногами, чтобы ощутить сопротивление воды и принцип движения в ней. Пусть попробует опустить половину лица ниже уровня воды и подуть. Очень важно научить кроху задерживать дыхание и дышать глубоко. Эти простые движения у большинства родителей никак не ассоциируются с процессом плавания, но именно они являются основополагающими.
Развитие ребёнка в воде
Итак, какие же упражнения можно начать в водоеме? Для начала пусть кроха почувствует выталкивающее воздействие воды. Даже в пресном водоеме человеческое тело может удерживаться у поверхности воды и не тонуть, если правильно дышать при этом. Когда ребёнок будет пытаться плыть, его лицо будет опущено, а значит, придется стараться не глотнуть воды и все же удержать при этом нужное количество кислорода. Пусть кроха вдохнет глубоко воздух, задержит дыхание, окунет лицо в воду и подожмет ноги. Он сам заметит, как тело поднимается к поверхности воды и держится в таком положении. Упражнение может длиться не дольше пары секунд — этого достаточно для первого опыта и закрепления эффекта.
Дальше нужно научить ребёнка двигаться в воде. Пусть родители помогут малышу почувствовать себя настоящей морской звездочкой — слегка поддержат его, чтобы он прилег на спину, расправив во все стороны руки и ноги. Перед этим нужно сделать глубокий вдох, а во время выполнения упражнения уши ребёнка должны находиться в воде. Пусть малыш почувствует, как вода держит его, и при этом нос для дыхания находится на воздухе. Это придаст уверенности в том, что держаться на воде возможно и в течение сколько-нибудь длительного времени, а не только пару секунд. После этого можно переходить к двигательной активности.
Родителям нужно зайти подальше на глубину, и, крепко удерживая кроху за руки, предложить ему побултыхать ногами так, чтобы получилось максимальное количество брызг. Ребёнок сам заметит, что сделать это можно только в горизонтальном положении у поверхности воды, а это уже почти плавание. Так малыш учится координировать свои движения в воде, удерживая себя в нужном положении. Физическое развитие ребёнка также активно пойдет вперед от таких нагрузок на все мышцы тела.
Плавательные средства для детей
Почти всегда перед походом к водоему родители стараются закупить побольше плавательных средств для ребёнка. Современный рынок предлагает огромное разнообразие плавательной амуниции, от дыхательных трубок до целых надувных корабликов. Отношение к участию этих приспособлений в процессе обучения ребёнка плаванию у специалистов неоднозначное. Тренеры в бассейнах обычно категорически против того, чтобы ребёнку мешали «костыли», он должен сам учиться держаться на воде, не рассчитывая на дополнительную помощь.
Однако маленький ребёнок, делающий первые движения в водоеме — это не ученик спортивной секции. Вряд ли семья рассчитывает, что малыш будет испытывать регулярные физические нагрузки и изучать технику профессионального плавания. Обучение держаться на воде во время отдыха у водоема должно стимулировать общее развитие ребёнка и подарить малышу уверенность в себе. На первых порах надувные плавательные средства могут быть хорошим подспорьем в этом процессе. Да, помощь со стороны скорее всего замедлит самостоятельное умение держаться на воде. Но так ли важна при этом скорость? Зато удовольствие и стремление к новым упражнениям у ребёнка прибавится точно, а это гораздо более важный фактор.