Значение ведущей деятельности в развитии ребёнка сложно переоценить, поскольку она присутствует в жизни человека с самого рождения. Учёные единогласно сходятся во мнении, что деятельность крайне важна для физического, социального и психологического развития детей. Первостепенны для данного процесса ранний и дошкольный возрасты, и в этот период рекомендуется особенно уделять внимание детской активности.
Что понимают под термином «деятельность»
Под деятельностью подразумевают не только конкретные физические действия, но и интеллектуальную активность. В целом деятельность — это то, что связано с какой-либо физической или умственной нагрузкой; совокупность действий, направленных на решение определённых задач.
Деятельность лежит в основе формирования и становления личности, так как она закладывает фундамент для развития психической сферы. К примеру, исследователи С. Вельдман и Р. Сантос установили, что развитие крупной моторики в раннем возрасте положительно влияет на когнитивные способности малышей. А регулярная физическая активность у маленьких детей не только укрепляет здоровье, но и содействует социальному и психофизическому развитию, отмечает исследователь Д. Уорд.
Выделяют три вида деятельности человека: игру, обучение, труд. В раннем детском возрасте основной, или ведущей деятельностью становится игра. Она же выступает основным средством удовлетворения эмоциональных потребностей и одновременно работает как средство познания окружающего мира. Для каждого периода детства свойственна ведущая деятельность:
- В младенческом возрасте игра носит предметно-манипулятивный характер, который постепенно приобретает черты игровой, продуктивной и немного трудовой деятельности.
- В дошкольном возрасте центральное место отводится игровой деятельности, которая становится базисом для познавательной и учебной. Детские развивающие игры, особенно сюжетно-ролевые, дают ребёнку представление о мире, социуме, учат коммуницировать и налаживать контакты с окружением.
Какое место занимает деятельность в развитии детей
Деятельность — ключевой элемент в развитии ребёнка, фундамент для формирования полноценной самостоятельной личности. Умственный, физический и эмоциональный труд — вот три кита, на которых держится становление человека.
- В младенческом возрасте ребёнок учится эмоциональном контакту с родителями, и от этого в дальнейшем зависит степень социализации человека.
- В раннем возрасте ребёнок познаёт предметы, стремится ими оперировать и применять в разных ситуациях, что формирует, в том числе, интеллектуальную активность.
- В дошкольном возрасте через игровую деятельность ребёнок встраивает себя в социум, подражает взрослым, примеряет роли сказочных персонажей. Всё это развивает воображение, речь, активизирует познавательные процессы, формирует модели поведения, и т. д.
Таким образом, эксперты утверждают: полноценное развитие ребёнка происходит именно при наличии деятельности, для каждого возраста ведущая деятельность будет разной, и в процессе становления личности важен каждый возрастной этап.
Использованы фотоматериалы Unsplash