Не только куклы и машинки: 11 видов игровой активности у детей и их значение для развития ребёнка

Мы все знаем, что дети любят игрушки, и охотно их дарим. Но важны не только предметы. Вы удивитесь, но дети начинают играть почти с самого рождения! Игры — это весело, но они также жизненно необходимы для здорового развития. Во время различных типов игр дети практикуют ключевые социальные, когнитивные, физические и эмоциональные навыки. Игровые занятия —непосредственно учат решению проблем, причинам и следствиям, творческому мышлению, общению и проприоцепции (осознанию тела в пространстве). Они также способствуют развитию мелкой и крупной моторики. Бонусы от игр накапливаются в прогрессии, а это означает, что навыки ребёнка будут дополнять друг друга.

Игра — это то, как маленькие дети познают мир. Именно через игру малыши воспроизводят социальные ситуации и принимают на себя разные роли и точки зрения. Например, дети могут подражать поведению и эмоциям своих родителей, чтобы понять общество. Чтобы лучше понимать, чем же таким непонятным, но очень полезным для развития занимается ребёнок, читайте про 11 типов игр младенцев, малышей и детей постарше.

Псориаз кожи головы: симптомы, необходимые лекарства

Симптомы псориаза кожи головы: рекомендованное лечение, назначаемые лекарства, шампуни, витамины.

Различные этапы игры

По мере взросления дети будут участвовать во многих различных видах игр. Сюда входят шесть стадий игры, выделенные социологом Милдред Партен в 1932 году: незанятая игра, одиночная игра, игра наблюдателя, параллельная игра, ассоциативная игра и совместная игра.

Согласно исследованию Партен, дети проходят эти шесть стадий ещё до того, как им исполнится 5 лет. Как только они освоят эти игры, они начинают пробовать другие: соревновательную, драматическую игру и иные типы.

Каждый ребенок развивается в своем темпе и может начать участвовать в различных играх раньше или позже. Хотя этапы игры появляются по мере роста детей, они часто происходят одновременно. Ребёнок не может просто отказаться от одной игры, когда переходит к следующему этапу. И вот как выглядят эти типы игровой деятельности.

Незанятая игра

Новорожденные от 1 до 3 месяцев участвуют в так называемой в незанятой игре. Это — их первая попытка познать мир. Они будут наблюдать за своим окружением и из любопытства совершать случайные движения телом. Незанятая игра на самом деле может и не выглядеть игрой, но она закладывает основу для будущего развития.

  • Как это поощрять?

Хотя все здоровые младенцы это делают, поощрять их исследования мира совсем не помешает. Вы можете, например, положить их на игровой коврик или показывать им красочные картинки. Взаимодействие с взрослыми также помогает малышам осознать свою новую жизнь.

Независимая игра/Игра в одиночку

С рождения и примерно до двух лет дети не обращают особого внимания на товарищей по играм. Они предпочитают развлекаться самостоятельной игрой. Учёные Carleton University выявили, что, участвуя в одиночной игре, дети узнают об окружающем мире, обретают уверенность и независимость, практикуют творческий подход, изучают причину и следствие и совершенствуют свои моторные навыки.

  • Как это поощрять?

Маленькие дети могут развлекаться с помощью самых разных предметов, таких как игрушки-каталки, предметы для рисования, мягкие игрушки, книги, музыкальные инструменты и многое другое. Предоставьте своему ребёнку свободу играть так, как он хочет, и помните, что творчество важно для развития! Обратите внимание, что некоторые дошкольники и дети старшего возраста все же могут предпочитать самостоятельную игру, в зависимости от их личности и интересов.

Совет!

Это — идеальное время для игр по методике Марии Монтессори.

Символическая игра

Примерно в 18 месяцев малыши могут начать экспериментировать с символическими играми, используя один объект вместо другого. Например, они могут «разговаривать» в подушку как в телефон или представить, что мяч — это яблоко. Они также могут начать участвовать в одном или двух простых действиях в ролевой игре, например, помешивать в игрушечной кастрюльке или притворяться, что пьют из чашки. 

  • Как это поощрять?

Играя с малышом, используйте разные предметы-символы. Например, если вы играете в деревню, где куры несут яйца, в качестве яиц используйте небольшие кубики. Или, если вы играете вместе с ребёнком на игрушечной кухне, используйте другие игрушки, изображающие еду, например, зеленый кубик для огурца или жёлтый для банана. Наблюдая за вами, ребёнок будет стимулировать творческие способности и использовать другие игрушки и предметы в качестве символов в своей игре.

Совет!

О том, какое раннее развитие действительно важно для детей, читайте в статье про методики и исследования экспертов.

Игра наблюдателя

Примерно в 2 года малыши участвуют в играх как наблюдатели. Это предполагает наблюдение за игрой других без участия. Многие родители не ценят пользу и преимущества таких игр, считая, что ребёнок смущается, и подталкивают малыша принять участие в игре. Но эксперты говорят, что наблюдение помогает детям обрести уверенность, необходимую для того, чтобы присоединиться к веселью. Они учатся играть и взаимодействовать с другими.

  • Как это поощрять?

Поскольку игра наблюдателя неактивна, её легко включить в вашу повседневную жизнь. Пусть ваш малыш наблюдает, как вы выполняете интересные задания, например решаете головоломку или играете на пианино. Еще лучше, если дети могут наблюдать за старшими братьями и сестрами дома или за малышами в парке и на площадке.

Параллельная игра

Вы когда-нибудь замечали группу малышей, играющих бок о бок, но не вместе? Они участвуют в параллельной игре. Дети могут использовать одни и те же игрушки и подражать друг другу, но они не будут напрямую взаимодействовать со своими сверстниками. Параллельная игра распространена в возрасте от 2 до 3 лет. Это указывает на то, что они почти (хотя и не совсем) готовы общаться с другими и находятся на пути к социальному взаимодействию.

  • Как это поощрять?

Давайте детям игрушки и занятия, позволяющие им участвовать в параллельных играх. Малышам обычно нравятся такие вещи, как мягкие игрушки, кубики, книжки с наклейками, формочки для песка и тесто для лепки. Вы можете предложить несколько одинаковых игрушек, чтобы предотвратить истерики (малыши не любят делиться!), и продемонстрировать, как ими пользоваться. Поощряйте детей играть рядом друг с другом, но не заставляйте их взаимодействовать. Они все равно извлекут ценные уроки о сотрудничестве и социализации.

Ассоциативная игра

Примерно в возрасте 3—4 лет дети начинают больше интересоваться действиями других. Во время игры они начнут общаться со своими сверстниками, но по-прежнему будут делать что-то в основном самостоятельно. Например, дети могут рисовать на одной и той же бумаге, не комментируя рисунки друг друга. Или они могут обмениваться одеждой, играя в переодевания. Поскольку дети не будут работать над достижением общей цели, в ассоциативной игре мало организованности. Этот тип, по данным исследования учёных Университета Аризоны, игры помогает развивать социальные навыки, сотрудничество, речь, решение проблем и конфликтов.

  • Как это поощрять?

Чтобы способствовать ассоциативной игре, ребёнок должен регулярно находиться в социальной среде со сверстниками (например, в детском саду, в развивающем центре, на детской площадке, в гостях и т. д. Убедитесь, что у детей в доступе будет много игрушек и занятий, которые их интересуют.

Совместная игра

И вот наконец-то ребёнок начинает играть с другими детьми! Дети впервые участвуют в совместной игре примерно в 4—5 лет. Это позволяет им практиковать навыки, полученные на ранних этапах, такие как устное общение, работа в команде и обмен информацией. Они также научатся новым навыкам, таким как доброта, сочувствие и компромисс.

Благодаря совместной игре дети работают над достижением общей цели, будь то совместное строительство башни из кубиков или игра в «дочки-матери». Это важно для социального и эмоционального развития.

  • Как это поощрять?

Покажите ребёнку примеры совместной игры в повседневной жизни. Возможно, это будет игра в семью или в совместный поход. Также стоит поощрять занятия, требующие сотрудничества, например, сгребание листьев, строительство крепости или уборку игрушек.

Драматическая игра

Драматическая игра основывается на самой впечатляющей способности детей: воображении. В эту категорию попадает любой тип фантастической деятельности, например, переодевание, игра в профессии и принцесс, сражение с монстром или организация «как будто» чаепития для гостей, кукол и мишек. Дети пробуют поведение, имитирующее то, что они видят в реальном мире, например, поддерживают беседу и сотрудничают с другими.

  • Как это поощрять?

Драматическую игру легче проводить с подходящим реквизитом! Давайте детям костюмы, аксессуары и другие предметы, соответствующие их ролевым играм. Например, мягкие игрушки могут служить учениками в их классе, а пластиковая посуда сделает их чаепитие более реалистичным.

Соревновательная игра

Как следует из названия, соревновательная игра состоит из организованных действий с правилами и победителями. Некоторые примеры — семейные настольные игры и спорт. Дети не только учатся работать в команде посредством соревновательной игры, но также приобретают опыт активности по очереди, следования правилам и преодоления неудач — все это важные уроки для ориентации в обществе.

  • Как это поощрять?

Очень маленькие дети могут участвовать в дружеских соревнованиях (например, в эстафетах на площадке). Соревновательные игры лучше всего организованы в детских садах, секциях и школах. Чтобы поощрять их, устраивайте семейные вечера настольных игр и запишите ребёнка на занятия спортом.

Физическая игра

Физическая игра включает в себя различные моторные движения, но не обязательно в соревновательной обстановке, например, игра в салки, в футбол, танцы под музыку и катание на самокатах. Физические игры развивают у детей мелкую и крупную моторику. Они также помогают с балансом, зрительно-моторной координацией, развитием мышц и многим другим.

  • Как это поощрять?

Не бойтесь разрешать своим детям проявлять активность! Они развивают сильное и здоровое тело посредством регулярной физической активности.

Конструктивная игра

Посредством конструктивной игры дети организованно создают что-то из материалов (например, строят детали из конструктора или замок из песка). Они полагаются на свои идеи, чтобы ориентироваться в окружающем мире. Конструктивная игра учит настойчивости, планированию, творчеству и логическому мышлению. Дети также получают реальный опыт работы с научными и математическими концепциями, что часто подогревает их естественное любопытство.

  • Как это поощрять?

Конструктивная игра очень практична. Предоставьте материалы, которые можно использовать для строительства, например кубики, песок, материалы для рукоделия, железную дорогу, конструкторы и т. д. Вы также можете направить их любопытство: смогут ли они построить мост для своих гоночных машин? А как насчет туннеля из картонной коробки?

Игра — чрезвычайно важная часть развития. Хотя надо поощрять возможности для игр, помните, что детям нужно свое время и пространство, чтобы освоить эти навыки, которые приходят самостоятельно. Вам не нужно активно насаждать уроки, которые дети извлекают из игры. Прелесть в том, что дети открывают для себя концепции и навыки во время игры, и всё это — с удовольствием! Ну а чтобы не думать, где же брать деньги на игрушки, хранить все нужные материалы и как обеспечить ребёнку любого возраста подходящую развивающую среду, читайте статью «Классные и бесплатные: какие кружки для детей есть в Москве?».

Использованы фотоматериалы Unsplash

Читайте далее

Газированная минеральная вода при беременности: какая минералка помогает снять симптомы токсикоза?

От тошноты и токсикоза: что пить, чтобы чувствовать себя лучше?

Питание для очищения организма

Злоупотребление лекарствами, нервные срывы, перекусы налету — все это не дает нашему организму работать в полную силу и самоочищаться. Что делать?

Профилактика инсульта: что нужно знать и выполнять?

Инсульт – тяжелое состояние, поражающее и молодых. Профилактика недуга имеет первостепенное значение.

Псориаз кожи головы: симптомы, необходимые лекарства

Симптомы псориаза кожи головы: рекомендованное лечение, назначаемые лекарства, шампуни, витамины.

Девайсы для домашнего ухода за кожей: дома как в салоне красоты

Хотите самостоятельно поддерживать молодость и красоту? Есть домашние девайсы, которые помогут в этом.

Лифтинг-сыворотка с электролитами: что это и кому нужно

Лифтинг-сыворотка с электролитами может стать важной частью вашего антивозрастного ухода. Что это за косметика и кому она нужна?

Как подтянуть овал лица?

Хотите, чтобы овал лица был подтянутым? Мы подскажем, как добиться упругости и свежести лица, как подтянуть дряблую кожу.

Как правильно выбирать гели для микротоков

Специальный гель для микротоков делает лифтинг-процедуру ещё более эффективной. Как правильно выбрать проводящий гель для микротоков?

На ночь глядя: лучшие средства для ухода перед сном

Регулярно ухаживаете за собой? Узнайте, какую косметику рекомендуется использовать перед сном.
Опубликовано 27.12.2023 01:05
Рейтинг статьи:
4,4

Использованные источники

Playing with Others: Head Start Children's Peer Play and Relations with Kindergarten School Competence / Eggum-Wilkens ND, Fabes RA, Castle S, et al. // Early Child Res Q. 2014
Young children's preference for solitary play: Implications for socio-emotional and school adjustment / Ooi LL, Baldwin D, Coplan RJ, Rose-Krasnor L. // Br J Dev Psychol. 2018
Social Participation Among Preschool Children / MB Parten // J Abnormal Soc Psychol. 1932

Читайте также

Развитие речи детей: когда нужна консультация логопеда?
Как научить ребёнка хорошо говорить? Когда ему нужен специалист?
Путь к креативности: развитие художественно-творческих способностей детей
Как развивать креативность и способности к творчеству?
Развитие детей: зачем нужна любознательность
Зачем развивать детскую любознательность и как это делать? Подсказки для родителей.
Развитие детей дошкольного возраста: личный пример в воспитании и обучении
Как подготовить ребёнка к школе: самые важные навыки.