28 апреля в России отмечается День скорой медицинской помощи. Врачи, фельдшера, медсестры, водители — все эти люди, спасающие жизни, порой сталкиваются с агрессией, хамством и прочими проявлениями негатива со стороны больных граждан и их родственников. С годами причины конфликтов постепенно меняются — одни уходят и появляются новые. MedAboutMe разберет три мифа, которые сегодня крайне популярны среди пациентов.
Миф №1. Врачи должны надевать бахилы
Горячие споры по поводу ковров и бахил регулярно вспыхивают в интернет-форумах и чатах. Каждая сторона считает себя правой. Родственники больного уверены, что лишние минуты на надевание бахил особой роли в спасении пациента не сыграют, зато защитят их полы и ковровые покрытия от уличных инфекций.
Врачи резонно замечают, что при вызове скорой помощи предполагается, что речь идет о секундах, а не о возне с бахилами. Предполагаемые же инфекции распространяются не ботинками доктора, а его руками, потому что уличная грязь — мелочь, по сравнению с возбудителями различных заболеваний, которых врач мог принести на себе из других квартир. Более того, при надевании бахил неизбежен контакт рук врача с обувью. Грязь может проникнуть в подногтевое пространство, откуда ее будет уже не так просто удалить — обычным мытьем рук тут не обойтись.
Наконец, чистоплотные хозяева с бахилами не учитывают еще множество нюансов работы сотрудников скорой помощи, на фоне которых надевание бахил в глазах врачей выглядит в некотором роде издевкой. Это и подъем на высокие этажи из-за неработающих лифтов, и тяжелое оборудование в руках…
В 2016 году Минздрав обнародовал письмо №14-3/3085226-7882, в котором решил данный вопрос однозначно раз и навсегда. Согласно данному документу, работники скорой помощи не обязаны надевать бахилы при посещении квартир пациентов.
Скорая помощь не обязана тратить драгоценное время и силы на спасение полов и ковров от уличной грязи. Важнее, чтобы медики быстро доехали и приступили к спасению пациента. А полы и ковры можно почистить потом — когда опасность будет позади.
Миф №2. Носилки с пациентом должны носить врачи
На тему того, кто должен нести носилки с пациентом от квартиры до машины «Скорой помощи», сломано немало копий. Больные уверены, что их дело — вызвать врача, а уже медики должны обеспечить доставку больного до больницы.
А что на самом деле говорит закон?
Приказ Минздрава №100 от 1999 года гласит, что фельдшер и водитель обязаны обеспечить переноску пациента, но сами они участие в ней принимают по необходимости.
В более позднем документе — приказе Минздравсоцразвития России №541н 2010 года предполагается, что бригада скорой помощи состоит из: фельдшера-водителя, санитара и врача. Транспортировку пациентов должны в таком случае проводить фельдшер вместе с санитаром.
Но и этот приказ уже не работает. Потому что в рамках оптимизации с 1 января 2014 года действует другой приказ Минздрава РФ №388, по которому на место санитаров пришли санитары-водители, а водитель никого никуда не транспортирует, а должен оставаться на своем водительском месте и охранять дорогостоящую аппаратуру специализированного автомобиля.
Наконец, стоит вспомнить про нормы трудового законодательства, вводящие ограничения на перенос груза весом более 10 кг — для мужчин, а для женщин и того меньше — не более 3 кг.
На данный момент во многих городах и регионах России вопрос «должен или нет водитель «скорой» участвовать в переноске пациентов» решается на уровне должностных инструкций каждой конкретной станции. Так, в Самарской области инструкцию «доработали», и теперь врач «организует транспортировку», а фельдшер и водитель — «помогают в ее осуществлении».
Бригады скорой помощи используют помощь водителей в тех случаях, когда в доме слишком узкие коридоры или нет грузового лифта, позволяющего вывезти пациента на носилках на подкатах. Но если речь идет о больных с избыточным весом, а в составе бригады только женщины-медики, то врачи должны «организовать транспортировку» с помощью родственников, соседей и тех окружающих, кому еще не чуждо милосердие. При этом один человек — а именно, врач — должен следить за состоянием пациента в момент транспортировки, а значит, тащить носилки он уже не может. Так что обращение сотрудников скорой за помощью — абсолютно нормально, и отказывать им в этом не стоит.
Не стоит тратить время на препирательства с работниками скорой помощи, если надо транспортировать лежачего пациента. Вполне вероятно, что действующим должностным инструкциям данной подстанции скорой помощи водитель не имеет права или не должен заниматься его транспортировкой. Врач этого делать не обязан, а фельдшер или медсестра могут оказаться женщинами, которые физически не унесут носилки. Проще и быстрее помочь медикам и найти людей, способных донести больного до машины.
Миф №3. В России уступать дорогу скорой помощи не обязательно
Сложившееся отношение к машинам скорой помощи среди водителей появилось не из воздуха. После распада СССР количество автовладельцев значительно выросло, а качество поведения на дорогах снизилось. Кроме того, в не такой уж давней истории нашей страны были прецеденты, когда скорая помощь действительно использовалась «сильными мира сего», как транспорт для перемещения по городу с нарушением всех правил. Уже давно чиновники и богатые граждане не катаются на «скорых», но оттенок недоверия к машинам с красными крестами остался. Меняется и культура вождения, и опыт западных стран.
В реальности водитель «скорой» постоянно оказывается между двух огней. Его руководству важно, чтобы с машиной ничего не случилось. Более того, за нарушения водитель может быть наказан. С другой стороны, нередко возникают ситуации, когда от скорости доставки пациента в больницу зависит его жизнь. И тогда приходится идти на нарушение правил, надеясь только на то, что по дороге не попадется принципиальный обидчивый водитель, который откажется пропустить «скорую».
А что говорят Правила дорожного движения (ПДД)?
Согласно п. 3.1, при одновременном включении проблескового синего маячка и характерного звукового сигнала машина скорой помощи получает преимущество перед другими транспортными средствами. Единственное «но»: этот приоритет «скорая» может использовать только в том случае, если ей уступают дорогу.
В прошлом году Государственная дума озадачилась введением штрафов за то, что водитель обычной машины не пропустил скорую помощь. Собственно штраф за непредоставление преимущества специальному транспорту есть и сегодня. Он составляет всего 500 рублей. Можно, правда, еще прав лишиться на 1-3 месяца.
В прошлом году депутаты предложили увеличить штрафы до 30 тысяч рублей, а также в дополнение к этому ввести лишение прав на 1,5-2 года. Отдельно предлагалось добавить в КоАП специальную статью за воспрепятствование медикам «скорой». По ней ретивый гражданин, решивший не пропустить «скорую» мог бы получить либо 15 суток ареста, либо штраф от 4 до 5 тысяч рублей. Поступало даже предложение ввести ответственность за смерть пациента из-за препятствования работе скорой — вплоть до 4 лет лишения свободы. Но пока этот документ находится на рассмотрении Госдумы.
Дорогу скорой помощи уступать надо. От этого может зависеть жизнь человека, который на данный момент находится в машине, или пациента, который ждет приезда врача.