Гармоничное развитие ребёнка зависит от множества факторов, каждый из которых обязательно следует учитывать. При любом пробеле детям будет сложно наверстать упущенное. И одна из важнейших сторон в формировании детской личности — так называемое сенсорное развитие. Его задача — своевременно сформировать те системы, которые обеспечат малышу непосредственный контакт с окружающим миром. И нарабатывать навыки следует уже с самого раннего возраста.
Существуют конкретные возрастные нормы сенсорного развития, которые позволяют оценить состояние всех органов чувств и проконтролировать у ребёнка уровень обоняния, осязания, зрения, вкуса, слуха. Также существуют различные методики, которые способствуют сенсорному развитию в разные возрастные периоды детства.
Значение всех органов чувств в формировании крепких связей малыша с окружающей действительностью трудно переоценить. Это дает ему более полное представление о мире, а также помогает в дальнейшем наладить отношения с другими людьми, легче пройти процесс социализации. Но надо помнить, что для детей разного возраста применяются разные методики сенсорного развития.
Методики сенсорного развития для детей раннего возраста
Этот метод развития ребёнка следует применять буквально с пеленок. Даже наиболее ранний возраст характеризуется тем, что грудничок воспринимает мир вокруг при использовании определенных чувств. У новорожденного, пока ему не исполнится четыре месяца, в основном задействованы осязание и обоняние. Поэтому родителям в этот период рекомендуется делать упор именно на развитии этих систем.
После четырех месяцев начинается более активное развитие зрения: дети больше смотрят по сторонам, наблюдают за действиями мамы и папы, у них проявляется интерес к ярким или движущимся предметам.
В шестимесячном возрасте активизируется осязание. В этот период уже можно начинать первые занятия (в том числе по тренировке крупной и мелкой моторики). Конечно, это должны быть самые простейшие упражнения на осязание, которые можно обозначить, как формирование определенного образа жизни малыша. Сюда относятся:
- поддержание постоянного физического контакта грудничка с родителями (прежде всего с мамой) вплоть до совместного сна и купания;
- размещение малыша на разных по фактуре поверхностях. Это могут быть ткани (гладкий шелк, мягкий хлопок, пушистый трикотаж и т. д.), мех, гладкое деревянное покрытие. Главное, чтобы от этих материалов на детской коже не было раздражения, царапин и аллергических проявлений;
- проведение упражнений для пальчиков: легкий массаж ладошек и подушечек пальцев, поддержание хватательного рефлекса, сжатие и распрямление кулачков.
Сенсорное развитие ребёнка в возрасте до года предполагает и другие упражнения. Скажем, для тренировки обоняния грудничок должен постоянно ощущать естественный запах мамы, так что женщинам следует отказаться от использования духов, туалетной воды, резких дезодорантов и т. д. После шести месяцев можно знакомить малыша с некоторыми посторонними запахами, которые должны быть приятными и легкими — желательно, чтобы это были природные ароматы.
Для тренировки зрения в самые первые месяцы жизни малыша можно чередовать показ ему черных и белых предметов, а после четырех месяцев — ярких цветных объектов. Можно дать возможность детям понаблюдать за их отражением в зеркале или за событиями, происходящими за окном. Слух лучше тренировать при помощи различных интонаций маминого голоса или легкой мелодичной музыки, в которой звучат разные инструменты.
В таком раннем возрасте еще сложно формировать вкус. Ведь прикорм рекомендуется использовать не ранее чем в полгода, а до этого малыш ощущает лишь вкус материнского молока либо смеси для кормления.
Что ощущают дети до трех лет
В этот период сенсорное развитие ребёнка идет уже не только более активно, но и целенаправленно. Работа всех систем совершенствуется, причем в ускоренном режиме. Наибольшая нагрузка выпадает примерно на трехлетний возраст. Рекомендуется именно в этот период переключиться на предметную методику тренировок. Иначе говоря, наиболее эффективными являются упражнения (прежде всего игровые) с различными предметами.
Еще одна особенность указанного периода взросления детей — это развитие всех органов чувств в совокупности. Для этого психологи и педагоги рекомендуют:
- играть с различными пирамидками, сортировщиками, волшебными мешочками и прочими аналогичными игрушками. Это дает возможность хорошо изучить отличные друг от друга текстуры, научиться распознавать цвета, оценивать детали по размеру;
- давать детям разные продукты, чтобы сделать узнаваемым их вкус и помочь малышу определиться с предпочтениями в меню;
- танцевать при звуках музыки;
- сортировать предметы по величине и форме.
К трем годам дети уже знают как минимум две геометрических формы. Это круг и квадрат. При этом ребёнок должен соотносить с этими формами конкретные предметы. Например, циферблат у будильника — это круг, а рама картины на стене — это квадрат. Также малыш в этом возрасте уже способен определять текстуры — гладкая, мягкая, шероховатая и т. д. Любые упражнения и тренировки сенсорного восприятия в возрасте до трех лет должны идти через исследование предметов.
Сенсорное развитие ребёнка в возрасте до шести лет
Более ранний возраст предъявляет гораздо меньше требований к сенсорному развитию. Все идет в определенном смысле естественным порядком. А вот накануне поступления в первый класс тренировки существенно усложняются, чтобы дети могли качественно подготовиться к школьным занятиям.
Наиболее эффективными по-прежнему остаются тренинги в игровой форме. Однако в этом возрасте от простых предметных занятий уже следует переходить к ролевым и дидактическим играм. Сенсорному развитию ребёнка это придаст новый импульс. Но предлагаемые малышу упражнения все равно должны оставаться занимательными и вызывающими у него искренний интерес.
Психологи рекомендуют следующие упражнения:
- показать ребёнку образец и попросить сложить такую же картинку из имеющихся геометрических фигур;
- дать малышу задание найти в квартире предметы, которые напоминают определенную геометрическую фигуру — например, круг, квадрат, треугольник;
- изменить какую-то картинку и попросить ребёнка найти различия с оригиналом.
Тем самым дети учатся тренировать внимательность и память.
Если сенсорное развитие будет успешным, полноценным и эффективным, то у ребёнка к школьному возрасту сформируются все необходимые сенсорные контакты с окружающим миром.